САКРАЛЬНОСТЬ В ПРОФАННОМ ИНТЕРЬЕРЕ: БЫТОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ В СРЕДЕ ИННОКЕНТЬЕВЦЕВ

Альманах
Ключевые слова
иннокентьевцы, балтский психоз, сакральное и профанное, семио- тизация пространства, мегаиконостас
Автор
В.В. ДМИТРЮК, А.А. ПРИГАРИН
Сведения об авторе
ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА ДМИТРЮК
https://orcid.org/0000-0002-3104-6787
Старший научный сотрудник Одесского музея западного и восточного искусства:
Украина, 65026, г. Одесса, ул. Пушкинская, д. 9;
тел:. +380 (48) 722-48-15; e-mail: vik.vik.od.2018@gmail.com

АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ПРИГАРИН
https://orcid.org/0000-0002-6684-309X
Доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии Украины Одесского национального университета им. И. И. Мечникова:
Украина, 65082, г. Одесса, ул. Дворянская, д. 2;
тел.: +380 (48) 723-52-54; e-mail: prigarin.alexand@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.2.008
Аннотация

Фотоснимки уже более полутора столетий входят в состав повседневных и праздничных практик людей и составляют важную часть массовой и/или народной культуры. В обстоятельствах дефицита канонических изображений роль фотографий сводится не столько к их замещению, сколько к элементарному обеспечению верующих необходимым визуальным рядом, олицетворяющим связи между доступным и недоступным, видимым и невидимым. Яркий и самобытный пример этому — явления, которые наблюдали в среде альтернативной религиозности, среди иннокентьевцев в Одесской области. Носители подобных взглядов наделяют фотографии дополнительными коннотациями. Одним из таких «новых смыслов» становится использование фотоотпечатков как сакральных символов, несмотря на их технологическую модерность. В жилище одного из апологетов этого религиозного течения наблюдали органичное, но парадоксальное сочетание православных артефактов и личных реликвий. Поскольку иннокентьевцы расценивают суть изображения, а не способ его изготовления, функции образов здесь выполняли фотоотпечатки иконографического материала. Нами были выявлены целые иконостасы такого происхождения. Было установлено, что в условиях неканонических верований кустарные и аматорские фотографии проявляют традиционные свойства образов и оказываются более востребованными, выполняя роль закодированного предания, объектов по-клонения, предметов толкований и полемики. Подобные оригинальные источники могут использоваться не столько для документальных реконструкций, сколько для воссоздания ментальных предпочтений, характеристик особенностей мировоззрения.

Список литературы

Источники и материалы

Архив — Архив кафедры археологии и этнологии Украины ОНУ им. И. И. Мечникова.

Архиепископ Иоанн 2002 — Архиепископ Иоанн. Иоанн. Апостол огненного христианства. М., 2002.

Вульф 2008 — Вульф К. Homo pictor, или Возникновение человека из изображения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2008. № 8. С. 121–136.

Гомин 1964 — Гомин Л. Голгофа. Кишинев, 1964.

Иеромонах Иннокентий — Иеромонах Иннокентий: история «Балтского психоза» // Балта. Неофициальный сайт. URL: http://baltatown.narod.ru/innokent.htm (дата обращения: 28.02.2019).

Иннокентьевцы — Иннокентьевцы // Православная энциклопедия. URL: http://www. pravenc.ru/text/468809.html (дата обращения: 28.02.2019).

Макарова — Макарова Н. Секта иннокентьевцев // Макарова Н. Тайные общества и секты: культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики. URL: http://www.ereading.club/chapter.php/36361/98/Makarova_Taiinye_obshchestva_i_sekty__kul%27tovye_ubiiicy%2C_masony%2C_religioznye_soyuzy_i_ordena%2C_satanisty_i_fanatiki.html (дата обращения: 28.02.2019).

Осторожно! Секта иннокентиевцев! — Осторожно! Секта иннокентиевцев! // Сайт Балтской епархии Украинской православной церкви. URL: http://baltaeparhia.org.ua/ostorozhno-sekta-innokentievtsev/ (дата обращения: 28.02.2019).

Сушинський 2005 — Сушинський Б. Балта: місто, освячене вічністю. Одеса, 2005.

Исследования

Байбурин 1983 — Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Бартенев, Батажкова 2000 — Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII–XIX веков. М., 2000.

Беловинский 2002 — Беловинский Л. В. Избы и хоромы: Из истории русской повседневности. М., 2002.

Бельтинг 2002 — Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002.

Бернштейн 2002 — Бернштейн Б. Пигмалион наизнанку: К истории становления мира искусства. М., 2002.

Бойцова 2007 — Бойцова О. Изображение в домашнем интерьере // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 10. С. 87–95.

Бойцова 2013 — Бойцова О. Любительские фото: визуальная культура повседневности. СПб., 2013.

Кляус, Пригарин 2011 — Кляус В. Л., Пригарин А. А. Переживания Конца Света у старообрядцев российско-украинско-белорусского пограничья // Традиционная культура. 2011. № 2. С. 126–131.

Мороз 2013 — Мороз А. Б. Красный угол без иконы // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: Сб. ст. М., 2013. С. 117–125.

Морозов, Слепцова 2013 — Морозов И. А., Слепцова И. С. Конструирование персонального пространства в контексте социальной реальности (на примере интерьера) // Журнал
социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 4 (69). С. 167–183.

Петрова — Петрова А. А. Фотографические практики северного села: изобразительный канон и коммуникативный потенциал. URL: http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=254914 (дата обращения: 28.02.2019).

Пригарин — Пригарин А. А. Фотографии как источник для изучения старообрядчества Измаильской епархии. URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=lonuemcd_rus&id=132&sid=83 (дата обращения: 28.02.2019).

Прігарін 2011 — Прігарін О. Фотографія в культурі: етнографічні аспекти феномену // Наука і освіта: крок у майбутнє. Чернівці; Вижниця, 2011. С. 438–444.

Разумова 2001 — Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001.

Слепцова 2011 — Слепцова И. С. «Живой» дом: отражение пространства личности в современном интерьере // Традиционная культура. 2011. № 2. С. 167–183.

Элиаде 1994 — Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

Элиаде 1996 — Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996

Элиаде 1999 — Элиаде М. Трактат по истории религий. Т. 1. СПб., 1999.

Для цитирования

Дмитрюк В. В., Пригарин А. А. Сакральность в профанном интерьере: бытование фотографий в среде иннокентьевцев // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 2. С. 98–112.