Разъяренные святыни: современные монгольские фольклорные нарративы о разрушении почитаемых мест при социализме

Альманах
Ключевые слова
монгольский фольклор, социализм, разрушенные святыни, ландшафтная мифология, современные повествовательные традиции
Автор
А.А. Соловьева
Сведения об авторе
Алевтина Андреевна Соловьева
https://orcid.org/0000-0001-9639-7695
Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института классического Востока и античности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4;
тел.: +7 (495) 772-95-90; e-mail: asoloveva@hse.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.2.012
Аннотация

Данная статья посвящена мотиву разрушенной святыни, известному во многих традициях и в разные периоды, который по стечению исторических обстоятельств оказался крайне востребованным в контексте социалистическогопостсоциалистического фольклора причастных к этому опыту ареалов. На примере одного из таких случаев, вошедших в легендарный репертуар современных локальных традиций, разобраны особенности реализации этого мотива в монгольском фольклоре. В статье рассмотрена специфика монгольской ландшафтной мифологии, некоторые базовые особенности представлений и верований, связанных с почитанием священных локусов, в частности природных, их разновидности, персонажи, мотивы и практики, через которые они представлены в традиции. В работе также уделено внимание эмическому концепту «гневного места», популярному в монгольских традициях, и формам демонических проявлений священного, карающего, насылающего проклятия и вред. Кроме того, в статье затрагивается вопрос о характере отражения в монгольской фольк- лорной повествовательной традиции конфликта двух различных идеологий —  государственной и традиционной, —  воплощенного в сюжете противостояния партийца/ атеиста и представителя сверхъестественного, священного или демонического. Исследование основано на полевых материалах, собранных во время ежегодных экспедиций в различные районы Монголии (2006–2019). 

Список литературы

Источники и материалы

Бурдуков 1969 —  Бурдуков А. В. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. М.: Наука, 1969.

Дамдинсурэн 1991  —  Дамдинсурэн Ц. Чөтгөртэй учирсан хүмүүсийн өрчил (Лус савдаг чөтгөр шулмастай учирсан хүмүүсийн өрчил). Улан-Батор, 1991.

МРТ 2006–2018 —  Архив проекта «Мифоритуальные традиции Монголии» (2006–2018) под научным руководством С. Ю. Неклюдова.

МГФ 2009–2019 —  Архив проекта «Монгольский городской фольклор» (2009–2019) под научным руководством А. А. Соловьевой.

Цэрмаа 2006 —  Цэрмаа Д. Булганы чөтгөрүүд: чөтгөр байгаа юм бол сүнс байж таарна даа (Булганские чутгуры). Улаанбаатар, 2006.

 

Исследования

Гофман 2010 —  Гофман А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность // Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. С. 241–254.

Неклюдов 2007  —  Неклюдов С. Ю. Заметки об «исторической памяти» в фольклоре // 
 АБ-60: Сборник к 60-летию А. К. Байбурина / Ред. Н. Б. Вахтин, Г. А. Левинтон (Studia Ethnologica. Труды факультета Этнологии. Вып. 4). СПб.: Европейский ун-т в  СанктПетербурге, 2007. С. 77–86.

Brubaker 1998  —  Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism // The State of the Nation: Ernest Gellner and the Theory of Nationalism / Ed. by J. Hall. New York: Cambridge University Press, 1998. P. 272–306.

Delaplace 2012  —  Delaplace G. Parasitic Chinese, Vengeful Russians: Ghosts, Strangers, and Reciprocity in Mongolia // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2012. No. 18 (1). Р. 131–144.

Heissig 1966  —  Heissig W. Mongolische volksreligiose und folkloristische Texte. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966.

Humphrey 1996  —  Humphrey C. Shamans and Elders: Experience, Knowledge, and Power Among the Daur Mongols. Oxford: Clarendon Press, 1996.

Jargalsaikhan 2012 —  Jargalsaikhan M.Unkept Human Security Promises in Developing Countries. The Case of Mongolia // Central Asia Research Paper. 2012. No. 4, November. P. 1–16.

Kaplonski 2004 —  Kaplonski C. Truth, History and Politics in Mongolia. The Memory of Heroes. Routledge Curzon. London; New York: Routledge Curzon, 2004.

Kaplonski 2008  —  Kaplonski C. Prelude to Violence: Show Trials and State Power in 1930s Mongolia // American Ethnologist. 2008. No. 35 (2). P. 321–337.

Kuzmin, Oyunchimeg 2014 —  Kuzmin S. L., Oyunchimeg G. Socialismin esreg 1932 oni mongol dahi boslogo. Ulaanbaatar: Mӧnhiin üseg, 2014.

Myths and Nationhood 1997 —  Myths and Nationhood / Ed. by G. Schopflin, G. Hosking. London: C. Hurst and Co., 1997.

Pelkmans 2009 —  Pelkmans M. Introduction: Post-Soviet Space and the Unexpected Turns of Religious Life // Conversion After Socialism: Disruptions, Modernisms and Technologies of Faith in the Former Soviet Union / Ed. by M. Pelkmans. New York; Oxford: Berghahn Books, 2009. P. 1–16.

Sandag, Kendall 2000 —  Sandag S., Kendall Н. Poisoned Arrows: The Stalin-Choibalsan Mongolian Massacres, 1921–1941. Boulder, CO: Westview Press, 2000.

Sneath 2014  —  Sneath D. Nationalising Civilisational Resources: Sacred Mountains and Cosmopolitical Ritual in Mongolia // Asian Ethnicity. 2014. Vol. 15. No. 4. P. 458–472.
 

 

Для цитирования

Соловьева А. А. Разъяренные святыни: современные монгольские фольклорные нарративы о разрушении почитаемых мест при социализме // Традиционная культура. 2020. Т. 2. № 2. С. 136–147.