https://orcid.org/0000-0002-9041-1342
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова:
Российская Федерация, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5;
тел.: +7 (8422) 44-19-09; e-mail: antonina.antonina282@yandex.r
Работа проведена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ № 34.6993.2017/БЧ «Специфика функционирования традиционной культуры и фольклора в процессе освоения русскими флористико-географических районов Ульяновского (Симбирского) Поволжья XVIII–XX вв.».
В статье осуществлена попытка рассмотреть цикл рассказов, группирующихся вокруг святыни, как живую, «самонастраивающуюся» систему. Структуру цикла образуют нарративы, описывающие этиологическое и историческое прошлое святыни и ее чудесное настоящее. В случае рутинизации устной традиции структура цикла нередко подвергается изменениям. Предмет нашего рассмотрения — корпус текстов о сакральном объекте в условиях широкого официального признания, сопровождающегося рутинизаций устной традиции. Происходит своего рода «перераспределение» ролей в рамках цикла. Сюжет этиологической легенды, зафиксированный во множестве письменных источников, становится «официальной историей» края. Рассказчики теряют интерес к ней, в традиции осуществляется пересказ, а не рассказывание по законам фольклорного текстообразования.
Примета легендарного — актуальность информации. Трансформантный тип вариативности, характерный для этиологической легенды, становится приметой рассказов о поругании святыни. Традиционно рассказы о разрушении сакрального объекта рассматриваются как «дочерние» образования. Однако при широком официальном признании статуса объекта рассказы о его разрушении начинают восприниматься как «ядро представления», именно с их помощью объясняется сакральность. Таким образом, говорить о деградации устной традиции даже при широком официальном признании не приходится.
Источники и материалы
Белов 1964 — Белов А. В. Разоблачение легенды // А. В. Белов Правда о «святых местах». М.: Советская Россия, 1964. С. 30–36.
ГА УО — Государственный архив Ульяновской области.
Токмаков 1895 — Историко-статистическое и археологическое села Промзино-Городище Алатырского уезда, Симбирской губернии / Сост. И. Токмаков. М.: Типография Вильде, Верхняя Кисловка, собственный дом, 1895.
Конец «святых» колодцев 1960 — Конец «святых» колодцев // Ульяновская правда. 1960. 12 мая. С. 4.
Конец «святым» колодцам 1960 — Конец «святым» колодцам // Голос колхозника. 1960. 20 мая. С. 2.
ЛАА — Личный архив автора.
Нижегородские христианские легенды 1998 — Нижегородские христианские легенды: Сб. народных христианских легенд / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. М. Шеваренковой. Н. Новгород: КиТиздат, 1998.
ФА УлГПУ — Фольклорный архив кафед- ры литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.
Исследования
Буйских 2014 — Буйских Ю. «Кара Божья» и «Чудо Господнее» в рассказах об осквернении святынь в текстах современной украинской крестьянской традиции // Acta BalticoSlawica. 2014. № 38. S. 263–278.
Бурнаков 2012 — Бурнаков В. А. Священная гора Ирт-таг — Самохвал в мифоритуальной системе хакасов (конец XIX–XX век) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. № 18. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2012. С. 338–341.
Веденин 2003 — Веденин Ю. А. Информационные основы изучения и формирования культурного ландшафта как объекта наследия // Известия РАН. Сер. географическая. 2003. № 3. С. 7–13.
Добровольская 1997 — Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. матер. науч.-практ. конф. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1997. Вып. 2. С. 76–88.
Кербелите 2006 — Кербелите Б. Новые возможности структурно-семантической классификации сказок // Проблемы структурносемантических указателей: Сб. ст. / Под ред. А. В. Рафаевой. М.: РГГУ, 2006. С. 93–113.
Липатова 2008 — Липатова А. П. Чудо/ история: характер вариативности предания и легенды // Традиционная культура. 2008. № 2 (30). С. 88–95.
Липатова 2012 — Липатова А. П. Наказание святотатцев // Традиционная культура Ульяновского Присурья: Этнодиалектный словарь. Т. 2 / Отв. ред. И. А. Морозов, М. П. Чередникова. М.: Индрик, 2012. С. 87–97.
Липатова 2013 — Липатова А. П. К вопросу о вариативности фольклорного текста // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 3–27.
Никитина 1993 — Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993.
Панченко 2013 — Панченко А. А. О пользе святотатства, или Pussy Riot глазами антрополога. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/ o-polze-svyatotatstva-ili-pussy-riot-glazamiantropologa (дата обращения: 24.04.2019).
Петров 2018 — Петров Н. В. «Зоино стояние»: фольклорный сюжет и социальная реальность // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3 (71). С. 112–125.
Путилов 2003 — Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.
Рикёр 2002 — Рикёр П. История и истина. СПб.: Алетея, 2002.
Рикёр 1998 — Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1: Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.
Фадеева 2003 — Фадеева Л. В. Рассказы о ра- зорении святыни в современной устной традиции Пинежья: (К проблеме специфики сюжета и жанра) // Рябининские чтения- 2003 / Отв. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2003. URL: http://kizhi.karelia. ru/library/ ryabinin-2003/29.html (дата обращения: 23.04.2019).
Чистов 1967 — Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII– XIX вв. М.: Наука, 1967.
Шеваренкова 2002 — Шеваренкова Ю. М.Русская устная народная легенда в ее жанровых разновидностях. Дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2002.
Штырков 2001 — Штырков С. А. Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схема // Труды факультета этнологии. Вып. 1: Фольклористика. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2001. С. 198–210.
Юрчук, Казаков 2018 — Юрчук Л. А., Казаков Л. В. Псковские легенды о наказании за святотатство (по материалам фольклорного архива Псковского государственного университета) // Беларускае падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследаванняў: Электронны зб. навук. артыкулаў ІV Міжнар. навук. канф. да 50-годдзя Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т, 2018. С. 328–337.
Липатова А. П. Рассказы о разрушении святыни в контексте цикла: наблюдение над одной закономерностью // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 103–114.