Рассказы о разрушении святыни в контексте цикла: наблюдение над одной закономерностью

Альманах
Ключевые слова
легенда, устная несказочная проза, сакральный объект, вариативность, цикл
Автор
А.П. Липатова
Сведения об авторе
Антонина Петровна Липатова
https://orcid.org/0000-0002-9041-1342
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова:
Российская Федерация, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5;
тел.: +7 (8422) 44-19-09; e-mail: antonina.antonina282@yandex.r
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.2.009
Благодарность

Работа проведена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ № 34.6993.2017/БЧ «Специфика функционирования традиционной культуры и фольклора в процессе освоения русскими флористико-географических районов Ульяновского (Симбирского) Поволжья XVIII–XX вв.».

Аннотация

 В статье осуществлена попытка рассмотреть цикл рассказов, группирующихся вокруг святыни, как живую, «самонастраивающуюся» систему. Структуру цикла образуют нарративы, описывающие этиологическое и историческое прошлое святыни и ее чудесное настоящее. В случае рутинизации устной традиции структура цикла нередко подвергается изменениям. Предмет нашего рассмотрения —  корпус текстов о сакральном объекте в условиях широкого официального признания, сопровождающегося рутинизаций устной традиции. Происходит своего рода «перераспределение» ролей в рамках цикла. Сюжет этиологической легенды, зафиксированный во множестве письменных источников, становится «официальной историей» края. Рассказчики теряют интерес к ней, в традиции осуществляется пересказ, а не рассказывание по законам фольклорного текстообразования.

Примета легендарного —  актуальность информации. Трансформантный тип вариативности, характерный для этиологической легенды, становится приметой рассказов о поругании святыни. Традиционно рассказы о разрушении сакрального объекта рассматриваются как «дочерние» образования. Однако при широком официальном признании статуса объекта рассказы о его разрушении начинают восприниматься как «ядро представления», именно с их помощью объясняется сакральность. Таким образом, говорить о деградации устной традиции даже при широком официальном признании не приходится. 

Список литературы

Источники и материалы

Белов 1964 —  Белов А. В. Разоблачение легенды // А. В. Белов Правда о «святых местах». М.: Советская Россия, 1964. С. 30–36.

ГА УО —  Государственный архив Ульяновской области.

Токмаков 1895 —  Историко-статистическое и археологическое села Промзино-Городище Алатырского уезда, Симбирской губернии / Сост. И. Токмаков. М.: Типография Вильде, Верхняя Кисловка, собственный дом, 1895.

Конец «святых» колодцев 1960  —  Конец «святых» колодцев // Ульяновская правда. 1960. 12 мая. С. 4.

Конец «святым» колодцам 1960 —  Конец  «святым» колодцам // Голос колхозника. 1960. 20 мая. С. 2.

ЛАА —  Личный архив автора.

Нижегородские христианские легенды 1998 —  Нижегородские христианские легенды: Сб. народных христианских легенд / Сост., вступ. ст. и  коммент. Ю. М. Шеваренковой. Н. Новгород: КиТиздат, 1998.

ФА УлГПУ —  Фольклорный архив кафед- ры литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.

 

Исследования

Буйских 2014 —  Буйских Ю. «Кара Божья» и «Чудо Господнее» в рассказах об осквернении святынь в текстах современной украинской крестьянской традиции // Acta BalticoSlawica. 2014. № 38. S. 263–278.

Бурнаков 2012 —  Бурнаков В. А. Священная гора Ирт-таг —  Самохвал в мифоритуальной системе хакасов (конец XIX–XX век) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и  сопредельных территорий. № 18. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2012. С. 338–341.

Веденин 2003 —  Веденин Ю. А. Информационные основы изучения и формирования культурного ландшафта как объекта наследия // Известия РАН. Сер. географическая. 2003. № 3. С. 7–13.

Добровольская 1997 —  Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. матер. науч.-практ. конф. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1997. Вып. 2. С. 76–88.

Кербелите 2006 —  Кербелите Б. Новые возможности структурно-семантической классификации сказок // Проблемы структурносемантических указателей: Сб. ст. / Под ред. А. В. Рафаевой. М.: РГГУ, 2006. С. 93–113.

Липатова 2008  —  Липатова А. П. Чудо/ история: характер вариативности предания и легенды // Традиционная культура. 2008. № 2 (30). С. 88–95.

Липатова 2012  —  Липатова А. П. Наказание святотатцев // Традиционная культура Ульяновского Присурья: Этнодиалектный словарь. Т. 2 / Отв. ред. И. А. Морозов, М. П. Чередникова. М.: Индрик, 2012. С. 87–97.

Липатова 2013 —  Липатова А. П. К вопросу о вариативности фольклорного текста // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 3–27.

Никитина 1993  —  Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993.

Панченко 2013 —  Панченко А. А. О пользе святотатства, или Pussy Riot глазами антрополога. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/ o-polze-svyatotatstva-ili-pussy-riot-glazamiantropologa (дата обращения: 24.04.2019).

Петров 2018 —  Петров Н. В. «Зоино стояние»: фольклорный сюжет и социальная реальность // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3 (71). С. 112–125.

Путилов 2003  —  Путилов Б. Н. Фольклор и  народная культура. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

Рикёр 2002 —  Рикёр П. История и истина. СПб.: Алетея, 2002.

Рикёр 1998 —  Рикёр П. Время и рассказ. Т.  1: Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.

Фадеева 2003 —  Фадеева Л. В. Рассказы о ра- зорении святыни в современной устной традиции Пинежья: (К проблеме специфики сюжета и жанра) // Рябининские чтения- 2003 / Отв. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2003. URL: http://kizhi.karelia. ru/library/ ryabinin-2003/29.html (дата обращения: 23.04.2019).

Чистов 1967 —  Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII– XIX вв. М.: Наука, 1967.

Шеваренкова 2002 —  Шеваренкова Ю. М.Русская устная народная легенда в ее жанровых разновидностях. Дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2002.

Штырков 2001 —  Штырков С. А. Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схема // Труды факультета этнологии. Вып. 1: Фольклористика. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в  Санкт-Петербурге, 2001. С. 198–210.

Юрчук, Казаков 2018 —  Юрчук Л. А., Казаков Л. В. Псковские легенды о наказании за святотатство (по материалам фольклорного архива Псковского государственного университета) // Беларускае падзвінне: вопыт, методыка і  вынікі палявых даследаванняў: Электронны зб. навук. артыкулаў ІV Міжнар. навук. канф. да 50-годдзя Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т, 2018. С. 328–337.

Для цитирования

Липатова А. П. Рассказы о разрушении святыни в контексте цикла: наблюдение над одной закономерностью // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 103–114.