Рассказы детей из семей старообрядцев г. Бендеры о «страшных местах» и «страшной бабке»

Альманах
Ключевые слова
фольклор и культура детства, русские староверы, Молдова, Приднестровье, Бендеры, липоване, «страшные места»
Автор
О.Ф. Ежова
Сведения об авторе
Оксана Федоровна Ежова
https://orcid.org/0000-0001-8005-4575
Аспирант Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН:
Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а;
тел.: +7 (495) 690-50-30; e-mail: oks-ezhova@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.2.007
Аннотация

В данной статье рассматривается практика посещения детьми из семей русских староверов Республики Молдова, из г. Бендеры (непризнанное государство Приднестровская Молдавская Республика), «страшных мест» и рассказы о них. Исследование основано на материале, собранном в экспедиции ИМЛИ РАН и МАЛ МГУ зимой 2020 г. Сообщество староверов г. Бендеры сформировалось в XVIII в., тесно связано с единоверными сообществами Украины, Румынии и России. Это «поповцы», т. е. староверы, которые признают священство, подчиняются так называемой «белокриницкой» иерархии, возникшей на территории, относившейся в середине XIX в. к Австро-Венгрии, в селении Белая Криница. В сообществе с 1960-х гг. проводились исследования древнерусской книжности (специалисты МГУ им. М. В. Ломоносова, группа под руководством И. В. Поздеевой), исследовалась церковно-певческая культура (Н. Г. Денисов), был изучен календарно-обрядовый и свадебный музыкальный репертуар староверов-липован (сотрудники Кабинета народной музыки при МГК им. П. И. Чайковского И. К. Свиридова, Н. М. Савельева, И. А. Савельева). Детские традиционные занятия, как исторические, так и наблюдаемые в наши дни, не описывались. Зафиксированные нами практики трактуются в статье как этап психологического развития детей, свойственный возрасту. Также рассматриваются традиционные для данного сообщества аспекты детско-родительских отношений в связи с посещением детьми «страшных мест». Среди детей из семей русских староверов Молдовы ранее аналогичные исследования не проводились, расшифровка интервью с детьми вводится в научный оборот.

Список литературы

Источники и материалы

Виноградов 1925 — ​Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. Иркутск: [б. и.], 1925. (Библиотека собирателя; Вып. 3).

Мид 1988 — ​Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева; Сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1988. (Этногр. б-ка).

Надеждин 1860 — ​Надеждин Н. И. О заграничных раскольниках // Сборник правительственных сведений о раскольниках. Вып. 1–4. Вып. 1 / Сост. В. Кельсиевым. Лондон: Trübner & Co., 1860. С. 75–166.

ПМА — ​Полевые материалы автора.

ПМА (1) — ​Ежова О. Ф., Литвина Н. В. Интервью с информантами — ​детьми и взрослыми, жителями г. Бендеры, староверами, пожелавшими, чтобы их имена не упоминались в статье. 2020 год, зима.

ПМА (2) — ​Ежова О. Ф. Интервью. 2020 год, зима.

ПМА (3) — ​Ежова О. Ф. Интервью. 2020 год, зима.

Старообрядцы здесь — ​Старообрядцы со всего мира здесь // Facebook. URL: https://www. facebook.com/groups/204791849693407/ (дата обращения: 13.04.2021).

Knapp, Knapp 1976 — ​Knapp M., Knapp H. One Potato, Two Potato: The Secret Education of American Children. (The MSO Folklore of American Children). N. Y.: W. W. Norton, 1976.

Mead 1928 — ​Mead M. Coming of Age in Samoa. N. Y.: Morrow, 1928. Opie, Opie 1959 — ​Opie I., Opie P. The Lore and Language of Schoolchildren. Oxford: Oxford University Press, 1959.

 


Исследования

Байбурин 1991 — ​Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. М.: МАИК Наука/Интерпериодика, 1991. С. 23–42.

Блинова, Михеева 2012 — ​Блинова М. Л., Михеева В. А. Школьные страхи у детей младшего школьного возраста и пути их преодоления // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: Cб. ст. / Под общ. ред. Л. М. Попова, Н. М. Швецова. Йошкар-Ола: МОСИ: СТРИНГ, 2012. С. 229–232.

Горшкова 2015 — ​Горшкова М. А. Модели семейного воспитания в истории педагогики // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 2. С. 249–252.

Захаров 2000 — ​Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000. Комарова 2014 — ​Комарова Г. А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. М.: ИЭА РАН, 2014.

Кон 2003 — ​Кон. И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003.

Леонова 2015 — ​Леонова И. Ю. Доверие: понятие, виды и функции // Вестник Удмурт. унта. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 25. Вып. 2. С. 34–42. Николаев,

Донцов 2015 — ​Николаев Д., Донцов П. Мир старообрядчества Молдовы. Кишинев: Grafic-Design, 2015.

Осорина 2011 — ​Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2011.

Пригарин 2010 — ​Пригарин А. А. Русские старообрядцы на Дунае. Одесса; Измаил; М.: СМИЛ: Археодоксия, 2010.

Таранец 2000 — ​Таранец С. Старообрядчество Подолии. Киев: Ин-т укр. археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины, 2000.

Чередникова 2002 — ​Чередникова М. П. Голос детства из дальней дали… (Игра, магия, миф в детской культуре). М.: Лабиринт, 2002.

Для цитирования

Ежова О. Ф. Рассказы детей из семей старообрядцев г. Бендеры о «страшных местах» и «страшной бабке» // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 2. С. 91–99.