«ПРИЯТНАЯ РЕЧЬ — СОТОВЫЙ МЕД», ИЛИ ВКУС КАК СМЫСЛ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
вкус, антропология вкуса, сладкий, горький, соленый, вкусовые восприятия, понимание вкуса, ритуальная трапеза
Автор
Е.В. Хаздан
Сведения об авторе
ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА ХАЗДАН
Этномузыковед, кандидат искусствоведения, независимый исследователь, член Союза композиторов Санкт-Петербурга: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
e-mail: kle-zemer@mail. ru
Аннотация

 Вкус принято считать одной из универсальных базовых категорий, лежащих в основе познания мира. К. Леви-Строс полагал, что обращение к атрибутам вещей, доступным непосредственному восприятию, таким, как вкусы и запахи, гарантирует нас от ошибок. Однако в различных культурах их восприятие отличается. Северяне считают вкусной жирную пищу, южане больше любят острое.

Говоря о таких вещах, как вкус, можно обозначить несколько уровней осознания: непосредственное физическое ощущение, называние вкуса и его описание (а также вкусовые обобщения «вкусное — невкусное») и формирование вкусового кода, в рамках которого теми же эпитетами наделяются вещи, не имеющие непосредственного отношения к еде. Некоторые народы связывают вкусовые ощущения с определенными цветами — белым или темным. Определенные виды пищи в разных культурах могут ассоциироваться с обрядами (например, со свадьбой). В ряде ситуаций вкусовые ощущения связаны с восприятием смысла, а его постижение приравнивается к вкушению.

Эпитеты «сладкий», «горький», «кислый» часто используются в переносном смысле. Но в одних случаях «сладкое» воспринимается как нечто желательное или даже жизненно необходимое, а в других — приобретает отрицательные коннотации. Понимание этих эпитетов в контексте конкретной культуры помогает раскрывать смысл как фольклорных текстов (пословиц, песен, сказок), так и художественных произведений.

Список литературы

Агапкина 2002 — Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.

Арутюнов 2001 — Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России  // Традиционная пища как  выражение этнического самосознания. М., 2001. С. 10–17.

Байбурин 2001  — Байбурин А.К. «Нельзя..., но если очень нужно» (к интерпретации способов нарушения правил и запретов) // Труды факультета этнологии. Вып. 1. СПб., 2001. С. 4–11.

Байбурин 2004  — Байбурин А.К. Заметки о  кулинарной символике: «пересол»  // Studia Ethnollogica: Труды факультета антропологии. Вып. 2. СПб., 2004. С. 4–13.

Байбурин 2005 — Байбурин А.К. Этнографические заметки о  языке и  слове в  русской традиции // Антропологический форум. 2005. №3. С. 381–397.

Бегишева 2009  — Бегишева А. Чувствовать руками  // Geo. Непознанный мир: Земля. 2009. №5. С. 40–41.

Благутина 2010 — Благутина В.В. Анатомия вкуса // Химия и жизнь. 2010. № 10. С. 34–38.

Боринская 2008  — Боринская С.А. Молоко, алкоголь, грибы, а также гены и народы // Кирпичики: фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. ст. в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и  40-летия его научной деятельности. М., 2008. С. 78–86.

Воронина 2004  — Воронина Т.А. Зерновые в повседневной, праздничной и обрядовой жизни русских // Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки / Отв. ред.: С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2004. С. 101–138.

Гольдин 1994  — Еврейская народная песня: Антология  / Сост.М. Гольдин; Под  ред. И.И. Земцовского. СПб., 1994. Г

орький источник  — Горький источник  // Химия в  историях: Электронный сайт. URL: http://www. quickly-remont. ru/index. php_ p=12&pp=360. html (дата обращения: 17.12.2016).

Даль 1880–1882  — Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. СПб.; М., 1880–1882.

Дорофеев 2015  — Дорофеев Д.Ю. Личность и коммуникация: Антропология устного и письменного слова в античной культуре. СПб., 2015.

Дронова 2010  — Дронова Л.П. Сладко-соленый вопрос // Этимология: 2006–2008 / Отв. ред. Ж.Ж. Варбот. М., 2010. С. 101–106.

Жуковская 2008  — Жуковская Н.Л. Напитки «белые», напитки «черные»  — сакральная антитеза в  пищевой традиции монголов  // Хмельное и иное: напитки народов мира / Отв. ред.  С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2008. С. 371–385.

Ивик 2014 — Ивик О. Еда древнего мира. М., 2014.

Каландаров 2008  — Каландаров Т.С. Напитки у народов Памира: будни и праздники // Хмельное и иное: напитки народов мира / Отв. ред.  С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2008. С. 249–273.

Криничная 2001  — Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: истоки и  полисемантизм образов: В  3т. Т. 1. Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах «хозяевах». СПб., 2001.

Кузьменко 1998 — Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост.П. Кузьменко. М., 1998.

Лаврентьева 1992  — Лаврентьева Л.С. Соль в  обрядах и  верованиях восточных славян  // Из  культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992. С. 56–61.

Латкин 1890  — Латкин Н.В. Красноярский округ Енисейской губернии. СПб., 1890.

Леви-Строс 1999  — Леви-Строс К. Мифологики: В  4 т. Т. 1. Сырое и  приготовленное. М.; СПб., 1999.

Липинская 2001 — Липинская В.А. Адаптивно-адаптационные процессы в  народной культуре питания русских  // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001. С. 18–40.

Листова 2005  — Листова Т.А. Обряды и обычаи, связанные с рождением детей. Первый год жизни // Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. М., 2005. С. 500–517.

Львов 1999  — Львов А. Загадочная смоковница  // Новая еврейская школа: Альманах. СПб., 1999. №6. URL: http://lvov. judaica. spb. ru/ teana. shtml (дата обращения: 26.02.2017).

Маимствалишвили 2014  — Маимствалишвили Э. Грузинские евреи // Страницы истории и культуры евреев Грузии (по следам экспедиции 2013 г.) / Отв. ред. М. Членов. М., 2014. С. 19–32.

Майков 1996  — Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова / Послесл., прим. и подготовка текста А.К. Байбурина, испр. и  доп. СПб., 1996.

Маршак 1923 — Маршак С. Сказка о глупом мышонке: Рис. Вл. Конашевича. М.; Пг., 1923.

Мигранова 2008 — Мигранова Э.В. Традиционные башкирские напитки // Хмельное и иное: напитки народов мира / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2008. С. 284–311.

Мифы народов мира 1991 — Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. Т. 1. М., 1991.

Морозов, Слепцова 2004  — Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и  игра в  жизни севернорусского крестьянина (XIX– XX вв.). М., 2004.

Никифоровский 1897  — Простонародные примеры, поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о  лицах и  местах  / Собрал в Витебской Белоруссии Н.Я. Никифоровский. Витебск, 1897.

Новиков 2005 — По заветам старины: Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы / Изд. подгот. Ю.А. Новиков. СПб., 2005.

Олсон, Адоньева 2016  — Олсон Л., Адоньева С. Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины. М., 2016.

Ольман 2010  — Ольман А. Молочная трапеза в Шавуот // Лехаим. 2010. Май. №5 (217). URL: http://www. lechaim. ru/ARHIV/217/olman. htm (дата обращения: 24.01.2017).

Павлычева 2015  — Павлычева Е. Горькие воды Мерры. URL: http://radiovera. ru/gorkievodyi-merryi. html (дата обращения: 18.12.2016).

Пропп 1996  — Пропп В.Н. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Пьянкова, Седакова 2014  — Пьянкова К.В., Седакова И.А. Соль  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / В 5 т. Т. 5: С  (Сказка)  — Я  (Ящерица). Под  общей ред. Н.И. Толстого. М., 2014. С. 113–119.

Рейтенфельс 1905  — Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о  Московии  / С  латинского перевел А. Станкевич. М., 1905.

Седакова 2014  — Седакова И.А. Сладкий  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). Под общей ред. Н.И. Толстого. М., 2014. С. 33–39.

Седакова 2007  — Седакова И.А. Балканские мотивы в  языке и  культуре болгар. Родинный текст. М., 2007.

Смит 2009  — Смит Дж.Е. Пятикнижие: актуальный комментарий для современного читателя. Н. Новгород, 2009.

Снегирев 1839 — Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и  суеверные обряды. Вып. 4. М., 1839.

Сумцов 1996 — Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.

Утегалиева 2013 — Утегалиева С.И. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). М., 2013.

Федотова 2016  — Федотова Е.Я. Свадебный пир Самсона: есть или  не  есть?  // Пир  — это лучший образ счастья. Образы трапезы в богословии и культуре / Под ред. С. Панич и И. Языковой. М., 2016. С. 21–41.

Хаздан 2015  — Хаздан Е.В. Изучение знаков кантилляции в  России, Европе, Америке  // Еврейская речь. СПб.; Иерусалим, 2015. №4. С. 10–39.

Чухина 2007  — Чухина А.А. Родильный обряд Архангельского Севера: содержание, структура и локальные особенности // Традиционная культура. 2007. №3 (27). С. 66–75.

Borthwick 2000  — Borthwick F. Olfaction and Taste: Invasive Odours and Disappearing Objects // The Australian Journal of Anthropology. 2000. No. 11. Р. 127–140.

King 2012 — King Ph.D. Surrounded by Bitterness: Image Schemas and Metaphors for Conceptualizing Distress in Classical Hebrew. London, 2012. POYS 1988 — Pearls of Yiddish Song: Favorite Folk, Art and Theatre Songs  / Comp. by Eleanor Mlotek and Josepf Mlotek. New York, 1988.