http://orcid.org/0000-0002-0443-8718
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-08-51; e-mail: gromovdv@mail.ru
Исследование проведено в соответствии с планами научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
В статье рассматриваются практики установки придорожных мемориалов на Крите (Греция). Такие объекты существуют во многих странах мира, но в Греции их функции значительно разнообразнее. В научной литературе спонтанные мемориалы обычно рассматриваются как перформативные объекты. Они формируют два типа высказываний: коммеморативные (связанные с поминовением усопших) и социально-политические (связанные с проблемами, вызвавшими гибель). Случай Греции представляет еще один тип высказываний — религиозные. Придорожные памятники являются еще и часовнями, объектами, пригодными для исполнения религиозных обрядов. Они называются как религиозные объекты: иконостасии, реже екклисакии, проскинитарии, кандилакии. Придорожные мемориалы содержат религиозную символику (иконы, изображение креста и др.); служат местом исполнения религиозных обрядов (поминальных молитв, поддержания огня и др.); они внешне неотличимы от православных часовен, выполняющих чисто религиозные функции. Придорожные мемориалы являются частным случаем сакрализации дорожного пространства. Дороги Крита оборудованы большим количеством маленьких церквей. Высокая степень сакрализации дорожного пространства Греции (в том числе коммеморации) коррелирует с высоким уровнем религиозности. Больше нигде в мире нет такой высокой плотности придорожных мемориалов (примерно один объект на 600 м). Здесь широко распространена уникальная традиция установки обетных знаков, сооружающихся в благодарность за спасение в авариях. Такие практики были известны исторически, но сейчас они встречаются в мире очень редко.
Источники и материалы
Божницы 2016 — Божницы у дорог // Livejournal.com. 2016. 17.11. URL: https://sindzidaisya.livejournal.com/452820.html (дата обращения: 03.04.2020).
Άγιος 2015 — Άγιος Τρύφωνας & προσκυνητάρια // Αγία Σοφία Blog. 2015. 31.01. URL: agiasofiablog.gr/site/?p=1392 (дата обращения: 03.04.2020).
Αλεξίου 1996 — Δημήτρη Αλεξίου. Εικονοστάσια της Λακωνίας. Καστανιώτης, 1996.
Δηράκης 2019 —Δηράκης Κ. Ο δρόμος μας έχει γεμίσει προσκυνητάρια από θανατηφόρα // Αλήθεια. 2019. 25.04. URL: https://www.alithia.gr/koinonia/kdirakis-o-dromos-mas-eheigemisei-proskynitaria-apo-thanatifora (дата обращения: 03.04.2020).
Πλυμάκης 2001 — Πλυμάκης Α. Γ. Προσκυνηταρια στην Κρητη (Εικονοστασια). 230 φοτογραφιεχ. Χανιά, 2001.
Πλωτά 2018 — Πλωτά προσκυνητάρια στον Κούλε // Πατρισ. 2018. 18.10. URL: https://www.patris.gr/2018/10/18/plota-proskynitaria-stonkoyle‑2 (дата обращения: 03.04.2020).
Τα εικονοστάσια 2016 — Τα εικονοστάσια των επαρχιακών δρόμων της Ελλάδας // AromaLefkadas. 2016. 02.09. URL: https://aromalefkadas.gr/ τα-εικονοστάσια-των-επαρχιακών-δρόμω/ (дата обращения: 03.04.2020).
Τριβιζάς, Κούλης 2005 — Τριβιζάς Κάρολος, Κούλης Στρατής. Εικονοστάσια στο ελληνικό τοπίο. Καλέντης, 2005.
Χολμπραντ 1998 — Χολμπραντ Καρστεν. Ελληνικά εικονοστάσια. Τροχαλία, 1998. Ikonostasia — Ikonostasia Pictures Gallery // Wolfgang Kistler’s Sfakia and Crete Photos. URL: http://www.wkistler.de/more4/gall_f7.html (дата обращения: 03.04.2020).
Meter 2007 — Whether or Not You Believe (2007) // Barbara Meter. URL: https://www.barbarameter.com/?whetherornot. [Видеозапись].
Papoutsy 2005 — Papoutsy M. Kandilakia.Roadside Shrines to Lives Lost and Saved // Hellenic Communication Service. 2005. August. URL: https://www.helleniccomserve.com/kandylakia. html (дата обращения: 03.04.2020).
Proskinitaria — Proskinitaria in Griechenland // Antike, Sonne und meher. URL: http:// www.argolis.de/proskinitaria.htm (дата обращения: 03.04.2020).
Sanoner 1980 — Sanoner A.-M. 52 Ikonostasia: Kphth — Crete — Crete — Kreta. Enterprise d
‘Edition Ariane, 1980.
The roadside 2017 — The Roadside Shrines in Greece: History and Traditions of Kandylakia // Fly Me to the Moon. 2017. 03.11. URL: https://flymetothemoontravel.com/roadside-shrines-greece-history-traditions-kandylakia (дата обращения: 03.04.2020).
Исследования
Белова 1999 — Белова О. В. Крест // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 657–658.
Матлин, Сафронов 2014 — Матлин М. Г., Сафронов Е. В. Кенотафы как одна из современных форм объективации памяти о погибших // Этнографическое обозрение. 2014. № 2. С. 36–47.
Соколова, Юдкина 2012 — Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Памятные знаки на местах автомобильных аварий // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 150–164.
Щепанская 2003 — Щепанская Т. Б. Кульв русской мифоритуальной тура дороги традиции XIX–ХХ вв. М.: Индрик, 2003. С. 299–304.
Λαγόπουλος 2003 — Λαγόπουλος Α.-Φ. Οουρανός πάνω στη γη. Οδυσσέας, 2003. Cohen 2012–2013 — Cohen E. Roadside Memorials in Northeastern Thailand // Omega. 2012–2013. Vol. 66 (4). P. 343–363.
Colwell-Chanthaphonh, de Salle-Essoo 2014 — Colwell-Chanthaphonh Ch., De SalleEssoo M. Saints and Evil and the Wayside Shrines of Mauritius // Journal of Material Culture. 2014. July 1. Vol. 19. Iss. 3. P. 253–277.
Doss 2008 — Doss E. The Emotional Life of Contemporary Public Memorials. Towards a Theory of Temporary Memorials. Amsterdam University Press, 2008.
Everett 2002 — Everett H. Roadside Crosses in Contemporary Memorial Culture. Denton: U. of North Texas, 2002.
Nešporová, Stahl 2014 — Nešporová O., Stahl I. Roadside Memorials in the Czech Republic and Romania: Memory Versus Religion in Two European Post-Communist Countries // Mortality. 2014. January. Vol. 19. № 1. P. 22–40.
Nixon 2006 — Nixon L. Making a Landscape Sacred. Outlying Churches and Icon Stands in Sphakia, Southwestern Crete. Oxford: Oxbow Books, 2006.
Rajković 1988 — Rajković Z. Roadside Memorial Signs for Traffic Accident Victims // Narodna umjetnost: hrvatski časopis za etnologiju i folkloristiku. 1988. Special Iss. № 2. P. 167–180. URL: https://hrcak.srce.hr/index.php?show=clanak&id_ clanak_jezik=81857 (дата обращения: 03.04.2020).
Roadside 2007 — Roadside Memorials. A Multidisciplinary Approach / Ed. by J. Clark. Armidale: EMU Press, 2007.
Saccopoulos 1986 — Saccopoulos Ch. A. Roadside Monuments in Greece // Ekistics: The Problems and Science of Human Settlements: The Mediterranean — Response to Problems Within the Local Cultural Contexts. 1986. Vol. 53. № 318/319. P. 144–148.
Santino 2010 — Santino J. Spontaneous Shrines, Memorialization and the Public Ritualesque // Ritsumeikan University Institute for Research in Humanities Bulletin. 2010. Vol. 94. P. 51–65.
Steinert, Carvallo 2019 — Steinert I. U., Carvallo E. V. Religiosity at the Roadside: Memorials, Animitas, and Shrines on a Chilean Highway // Journal of Contemporary Religion. 2019. September. Vol. 34. № 3. P. 447–468 (дата обращения: 03.04.2020).
WIN-Gallup 2012 — WIN-Gallup International. Global Index of Religiosity and Atheism — 2012. Press Release // Siðmennt. URL: https://sidmennt. is/wp-content/uploads/Gallup-International-umtr%C3%BA-og-tr%C3%BAleysi‑2012.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
Yudkina, Sokolova 2014 — Yudkina A., Sokolova A. Roadside Memorials in Contemporary Russia: Folk Origins and Global Trends // Religion and Society in Central and Eastern Europe. 2014. Vol. 7. № 1. P. 35–51.
Zimmerman 1995 — Zimmerman T. A. Roadside Memorials in Five South Central Kentucky Counties // Masters Thesis and Specialist Projects. Paper 902. Western Kentucky University, 1995. URL: http://digitalcommons.wku.edu/theses/902 (дата обращения: 03.04.2020).
Громов Д. В. Придорожные мемориалы Крита // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 1. С. 113–126.