Праздник как форма трансграничного взаимодействия китайских хэджэ и российских нанайцев

Альманах
Ключевые слова
хэджэ, нанайцы, КНР, традиционная культура, праздники, рыболовство, промыслы
Автор
А.В. Загорулько
Сведения об авторе
Андрей Владиславович Загорулько
https://orcid.org/0000-0002-9873-2116
Кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6;
тел.: +7 (499) 973-40-94; e-mail: azagor@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.2.012
Благодарность

Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Роль этнического фактора в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития приграничных территорий Сибири и Дальнего Востока» (Программа фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020–2022 гг.).

Аннотация

Российские нанайцы и китайские нанайцы (хэджэ) были частью одной этнической общности, даже в конце XIX — начале XX в. они воспринимали пограничный регион как единое пространство, но события середины XX в. предопределили изоляцию одной группы от другой. У современных китайских хэджэ традиционные промысловые обряды, ритуалы потеряли функциональное значение, также произошла практически полная утрата языка. Государственная политика КНР в целом старается поддерживать этническую идентичность хэджэ через институт национальных волостей, представительства в высших, региональных и местных органах власти, большое внимание также уделяется сохранению традиционных праздников. Праздники у хэджэ аккумулируют в себе всю информацию о традиционных промыслах, анимистических верованиях, духовной культуре. Участие российских нанайцев в праздниках китайских хэджэ, во многом сохранивших язык, танцы и некоторые традиционные занятия (охоту) совершенно необходимо. Трансграничное сотрудничество может основываться на общей исторической памяти разделенного границей народа. В определенный момент граница стала играть изолирующую роль, исключающую трансграничные контакты, и обе части одного народа оказались в разной политической и культурной среде. Символическое воссоединение, в виде праздника, восстанавливает то единое пространство трансграничья, которое когда-то существовало.

Список литературы

Источники и материалы

Лопатин 1922 — Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования // Записки ОИАК ВОПО РГО. Т. 17. Владивосток: ОИАК ВОПО РГО, 1922.

Штернберг 1933 — Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: Статьи и материалы. Хабаровск: Дальгиз, 1933.

 

Исследования

Акбаш 2017 — Акбаш В. А. Религиозные обряды и праздники китайской малой народности хэджэ // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 1. С. 106–109. URL: https://pnu.edu.ru/media/ ejournal/articles‑2017/TGU_8_82_1.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

Бакланов, Ганзей 2008 — Бакланов П. Я., Ганзей С. С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток: Дальнаука, 2008.

Бакланов 2018 — Бакланов П. Я. Структурные особенности и потенциал развития приграничных и трансграничных районов: теоретические аспекты // Региональные исследования. 2018. № 3. С. 19–25.

Березницкий 2013 — Березницкий С. В. Полевые исследования культуры хэджэ в провинции
Хэйлунцзян (КНР) в сентябре 2012 г. // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 13. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 100–121.

Голиков 2013 — Голиков А. П. Система восьми знамён: хронологические параметры (опыт конструирования исторического времени) // Ойкумена. 2013. № 1. С. 113–121.

Зибарев 1990 — Зибарев В. А. Юстиция у малых народов Севера (XVII–XIX вв.). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990.

Ли 2018 — Ли Хунцзюань. Процесс изменения национальной культуры нанайцев в дальневосточных регионах России // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12. С. 186–190.

Мальцева 2013 — Мальцева О. В. Праздничная культура нанайцев в современных условиях: социокультурный аспект // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2013. № 4. C. 68–71.

Россия и народы Дальнего Востока 2016 — Россия и народы Дальнего Востока: исторический опыт межэтнического взаимодействия (XVII–XIX вв.) / Отв. ред. В. А. Тураев. Владивосток: Наука, 2016.

Ставров 2019 — Ставров И. В. Малый народ большой страны: положение хэджэ (нанайцев) в современном Китае // Труды ИИАЭ ДВО РАН. 2019. Т. 24. № 3. С. 98–115.

Сем и др. 2019 — Сем Ю. А., Сем Л. И., Подмаскин В. В., Старцев А. Ф., Фадеева Е. В., Янчев Д. В. История и культура тазов: историко-этнографические очерки (вторая половина XIX — начало XXI в.). Владивосток: Дальнаука, 2019.

Этнокультурные и социально-экономические проблемы 2013 — Этнокультурные и социально-экономические проблемы освоения смежных территорий Северо-Восточной Азии: российский Дальний Восток, Северо-Восточный Китай, о. Хоккайдо (Япония) (XVII — первая половина ХХ в.) / Отв. ред. В. Л. Ларин. Владивосток: Рея, 2013.

Для цитирования

Загорулько А. В. Праздник как форма трансграничного взаимодействия китайских хэджэ и российских нанайцев // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 2. С. 143–154.