https://orcid.org/0000-0002-6060-3562
PhD, научный сотрудник отдела фольклористики Эстонского литературного музея:
Эстония, 51003, г. Тарту, ул. Ванемуйзе, д. 42;
тел.: +372 (5) 555-64-59;
младший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН:
Российская Федерация, 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4;
тел.: +7 (462) 68-89-11; e-mail: kyldysin@yandex.ru
Статья поддержана исследовательским грантом Эстонского литературного музея EKM 8–2/20/3 и Центром повышения квалификации эстонских исследований (TK 145) через Европейский фонд регионального развития. Выражаю признательность Е. Тулуз и Т. Г. Владыкиной за ценные комментарии и помощь в работе над текстом.
В статье на основе полевых материалов автора рассматривается узколокальный обряд поминовения покойных, умерших на чужбине и неестественной смертью, — чекан, который по сей день проводится жителями двух родственных деревень — Калашур (удм. Вуж Тӥгырмен) и Дубровский (удм. Выль Тӥгырмен) Киясовского района Удмуртской Республики. В церемонии участвуют представители только этих деревень, приезжают уехавшие в другие районы односельчане. Он совершается раз в четыре года в июне високосного года. Место проведения обряда находится ниже по течению реки Шехостанка (удм. Миёл) относительно д. Калашур, местные жители называют его «чекан/чекаськон иньты». От номинации обряда получили название и все прилегающие объекты окружающего пространства (родник, луг, жертвенная ель и т. д.), которые не утратили своего сакрального значения и в настоящее время. Неоднократное участие в ритуале и наблюдения позволили сделать следующие выводы: 1) традиционное место проведения обряда каждый раз смещается ближе к д. Калашур; 2) уменьшается количество участников церемонии, в том числе приезжих односельчан; 3) сокращается обрядовый сценарий, упрощаются его структурные элементы. Таким образом, трансформируется первоначальный религиозно-культурный ландшафт деревни.
Источники и материалы
Века и вехи 2006 — Историко-этнографический фильм «Века и вехи». URL: https://youtu. be/-5BVN3JaYyU (дата обращения: 03.04.2018).
Обряд «чекан» 2008 — Фильм «Обряд “чекан” киясовских удмуртов». URL: https://youtu. be/g‑3xjfccbd8 (дата обращения: 03.04.2018).
Обряд «чекан» 2012 — Видеофрагменты «Обряд “чекан” киясовских удмуртов». URL: а) https://youtu.be/UChNwI1Z5WQ; б) https://youtu. be/TAKDoulMxYs (дата обращения: 03.04.2018).
ПМА — Полевые материалы автора. Чекан 2012 — Телеочерк «Кто мы. Чекан». URL: https://youtu.be/CDFgJRzbVKo (дата обращения: 03.04.2018).
Исследования
Анисимов 2017 — Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 2017.
Анисимов, Вершинина, Пчеловодова 2011 — Анисимов Н. В., Вершинина Е. Б., Пчеловодова И. В. Тигырменские мелодии: песни тигырменских удмуртов Киясовского района Удмуртской Республики. Ижевск: Респ. дом нар. творчества — Дом молодежи, 2011.
Верещагин 1997 — Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 1 / Под ред. В. М. Ванюшева; Отв. за вып. Г. К. Шкляев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997.
Владыкин 1994 — Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994.
Владыкина 1997 — Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997.
Владыкина, Глухова 2011 — Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011.
Глухова 2004 — Глухова Г. А. К этимологии слова «чокмор» // Г. Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья: Сб. ст. / Сост. В. М. Ванюшев, Т. С. Зыкина; Отв. ред. В. М. Ванюшев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 150–153.
Зеленин 1995 — Зеленин Д. К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки / Подгот. текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. М.: Индрик, 1995.
Нуриева 2014 — Нуриева И. М. Удмуртская музыкально-песенная традиция: специфика жанрообразования и функционирования: Дис. … докт. искусствоведения. Ижевск, 2014.
Панченко 2008 — Панченко А. «Заложные родители»: смерть, коллективная память и сакральное пространство // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Редколл.: О. В. Белова (отв. ред.), В. В. Молчанова и др. М.: Центр «Сэфер», 2008. Вып. 22 (академическая серия). С. 232–259.
Тойдыбекова 1997 — Тойдыбекова Л. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu: Joensuun yliopistopaino, 1997.
Тойдыбекова 2007 — Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология: Этнографический справочник. Йошкар-Ола: МПИК, 2007.
Толстая 2010 — Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
Чугаева 2008 — Чугаева С. Важ важжез касьтылӧм — поминание предков на культовых местах коми-пермяков // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Редколл.: О. В. Белова (отв. ред.), В. В. Молчанова и др. М.: Центр «Сэфер», 2008. Вып. 22 (академическая серия). С. 260–271.
Шутова 2001 — Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.
Anisimov 2018 — Anisimov N. Mälestamisrituaal tšekan nüüdisaegse udmurdi külaetnokultuurilisel maastikul // ERMi aastaraamat. 2018. № 61. P. 116–133. Lintrop 2003 — Lintrop A. Udmurdi usund. Tartu: Eesti Rahva Muuseum, 2003.
Анисимов Н. В. Поминальный обряд чекан в этнокультурном ландшафте удмуртской деревни // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 145–156.