Поминальный обряд чекан в этнокультурном ландшафте удмуртской деревни 

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
удмурты, культ предков, поминальное жертвоприношение чекан, заложные покойники, умершие на чужбине, топография обряда
Автор
Н.В. Анисимов
Сведения об авторе
Николай Владимирович Анисимов
https://orcid.org/0000-0002-6060-3562
PhD, научный сотрудник отдела фольклористики Эстонского литературного музея:
Эстония, 51003, г. Тарту, ул. Ванемуйзе, д. 42;
тел.: +372 (5) 555-64-59;
младший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН:
Российская Федерация, 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4;
тел.: +7 (462) 68-89-11; e-mail: kyldysin@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.1.012
Благодарность

Статья поддержана исследовательским грантом Эстонского литературного музея EKM 8–2/20/3 и Центром повышения квалификации эстонских исследований (TK 145) через Европейский фонд регионального развития. Выражаю признательность Е. Тулуз и Т. Г. Владыкиной за ценные комментарии и помощь в работе над текстом.

Аннотация

В статье на основе полевых материалов автора рассматривается узколокальный обряд поминовения покойных, умерших на чужбине и неестественной смертью, — ​ чекан, который по сей день проводится жителями двух родственных деревень — ​Калашур (удм. Вуж Тӥгырмен) и Дубровский (удм. Выль Тӥгырмен) Киясовского района Удмуртской Республики. В церемонии участвуют представители только этих деревень, приезжают уехавшие в другие районы односельчане. Он совершается раз в четыре года в июне високосного года. Место проведения обряда находится ниже по течению реки Шехостанка (удм. Миёл) относительно д. Калашур, местные жители называют его «чекан/чекаськон иньты». От номинации обряда получили название и все прилегающие объекты окружающего пространства (родник, луг, жертвенная ель и т. д.), которые не утратили своего сакрального значения и в настоящее время. Неоднократное участие в ритуале и наблюдения позволили сделать следующие выводы: 1) традиционное место проведения обряда каждый раз смещается ближе к д. Калашур; 2) уменьшается количество участников церемонии, в том числе приезжих односельчан; 3) сокращается обрядовый сценарий, упрощаются его структурные элементы. Таким образом, трансформируется первоначальный религиозно-культурный ландшафт деревни.

Список литературы

Источники и материалы

Века и вехи 2006 — ​Историко-этнографический фильм «Века и вехи». URL: https://youtu. be/-5BVN3JaYyU (дата обращения: 03.04.2018).

Обряд «чекан» 2008 — ​Фильм «Обряд “чекан” киясовских удмуртов». URL: https://youtu. be/g‑3xjfccbd8 (дата обращения: 03.04.2018).

Обряд «чекан» 2012 — ​Видеофрагменты «Обряд “чекан” киясовских удмуртов». URL: а) https://youtu.be/UChNwI1Z5WQ; б) https://youtu. be/TAKDoulMxYs (дата обращения: 03.04.2018).

ПМА — ​Полевые материалы автора. Чекан 2012 — ​Телеочерк «Кто мы. Чекан». URL: https://youtu.be/CDFgJRzbVKo (дата обращения: 03.04.2018).


Исследования

Анисимов 2017 — ​Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 2017.

Анисимов, Вершинина, Пчеловодова 2011 — ​ Анисимов Н. В., Вершинина Е. Б., Пчеловодова И. В. Тигырменские мелодии: песни тигырменских удмуртов Киясовского района Удмуртской Республики. Ижевск: Респ. дом нар. творчества — ​Дом молодежи, 2011.

Верещагин 1997 — ​Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 1 / Под ред. В. М. Ванюшева; Отв. за вып. Г. К. Шкляев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997.

Владыкин 1994 — ​Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994.

Владыкина 1997 — ​Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997.

Владыкина, Глухова 2011 — ​Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011.

Глухова 2004 — ​Глухова Г. А. К этимологии слова «чокмор» // Г. Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья: Сб. ст. / Сост. В. М. Ванюшев, Т. С. Зыкина; Отв. ред. В. М. Ванюшев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 150–153.

Зеленин 1995 — ​Зеленин Д. К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки / Подгот. текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. М.: Индрик, 1995.

Нуриева 2014 — ​Нуриева И. М. Удмуртская музыкально-песенная традиция: специфика жанрообразования и функционирования: Дис. … докт. искусствоведения. Ижевск, 2014.

Панченко 2008 — ​Панченко А. «Заложные родители»: смерть, коллективная память и сакральное пространство // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Редколл.: О. В. Белова (отв. ред.), В. В. Молчанова и др. М.: Центр «Сэфер», 2008. Вып. 22 (академическая серия). С. 232–259.

Тойдыбекова 1997 — ​Тойдыбекова Л. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu: Joensuun yliopistopaino, 1997.

Тойдыбекова 2007 — ​Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология: Этнографический справочник. Йошкар-Ола: МПИК, 2007.

Толстая 2010 — ​Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

Чугаева 2008 — ​Чугаева С. Важ важжез касьтылӧм — ​поминание предков на культовых местах коми-пермяков // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Редколл.: О. В. Белова (отв. ред.), В. В. Молчанова и др. М.: Центр «Сэфер», 2008. Вып. 22 (академическая серия). С. 260–271.

Шутова 2001 — ​Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.

Anisimov 2018 — ​Anisimov N. Mälestamisrituaal tšekan nüüdisaegse udmurdi külaetnokultuurilisel maastikul // ERMi aastaraamat. 2018. № 61. P. 116–133. Lintrop 2003 — ​Lintrop A. Udmurdi usund. Tartu: Eesti Rahva Muuseum, 2003.

Для цитирования

Анисимов Н. В. Поминальный обряд чекан в этнокультурном ландшафте удмуртской деревни // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 145–156.