ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ У СТАРООБРЯДЦЕВ БЕЛОКРИНИЦКОЙ ИЕРАРХИИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
старообрядчество, поповцы, Белокриницкая иерархия, похороннопоминальная обрядность
Автор
В. С. МАТЮЩЕНКО
Сведения об авторе
ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА МАТЮЩЕНКО
Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Амурской государственной медицинской академии: Российская Федерация, 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, д. 101; тел.: + 7 (4162) 31-90-53; e-mail: V89246728625@yandex.ru
Аннотация

В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить процесс трансформации похоронно-поминальной обрядности у старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской обл. В работе выделяются и описываются особенности предпогребального, погребального и поминального этапов похоронно-поминальной обрядности, характерные для староверов-поповцев, локализованных в Приамурье. В статье приведен анализ материалов, полученных от информантов посредством интервьюирования, в процессе включенного наблюдения, методом экспертной оценки, сравнительным методом. Автор исследует похоронно-погребальную обрядность на протяжении 2005–2015 гг., воспоминания информантов охватывают период с начала XX в. по 2015 г. Погребальная обрядность является самой консервативной из обрядов перехода и менее всего подвержена изменениям под влиянием социокультурной среды, в ней сохраняются архаические верования, поэтому изучение данной проблемы может вскрыть новый религиозный пласт в православной религиозной жизни. Несмотря на консервативность погребальной обрядовой практики, она все же претерпевает некоторые изменения. Обосновывается мысль, что в похоронно-поминальной обрядности старообрядцев в середине XX в. наблюдается отход от обычаев. Ритуал сокращается, упрощается и основывается не на традиционных обычаях, а на строгих конфессиональных установках. Архаические элементы признаются в качестве языческих и постепенно уходят либо синкретизируются с христианскими и светскими обоснованиями и получают новую интерпретацию. Автор приходит к выводу, что современное старообрядчество Белокриницкой иерархии в Амурской обл. имеет скудную обрядовую деятельность, ограниченную процессами, связанными с участием священника или прописанную в церковных правилах.