Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник БНУ РА «НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова»: 649000, Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 6, тел. (факс): +7 (388 22) 253 04; e-mail: konun1974@mail.ru
Варианты эпоса «Алтай-Буучай», зафиксированные в живом естественном бытовании, малоизвестны в широких читательских кругах. В этой связи актуально изучение проблем, связанных с данным эпосом и системно-аналитическое исследование художественно-изобразительных средств. Эти вопросы не были ранее предметом специального изучения. Данная работа является первым исследованием поэтики и стиля вариантов эпоса «Алтай-Буучай». Основная цель работы заключена в рассмотрении в сравнительном аспекте стилевых приемов вариантов героического эпоса «Алтай-Буучай» (два сказания являются разновременными записями от одного и того же сказителя) с привлечением некоторых вариантов, изданных только на русском языке.
При сопоставлении вариантов сказания выяснилось, что дословные совпадения вариативных фигур в рассматриваемых сказаниях очень редки. Это в основном устойчивые вариативные фигуры, которые в своей структуре обязательно имеют набор опорных слов. Характерным стилевым приемом для сказительства алтайцев является подхват, на становление которого как стилевой категории повлияла особенность памяти при устной передаче значительного объема информации. Основной функцией усложненной эпитетики является усиление характеризуемого признака или уточнение того или иного аспекта.
Краткий анализ некоторых стилевых категорий в вариантах героического сказания «Алтай-Буучай» позволяет характеризовать их как типичные образцы художественной фактуры устной эпической поэзии алтайцев, которые сохранили свою значимость по сегодняшний день. При всей «канонизированности» содержания и несмотря на то, что варианты сказания «Алтай-Буучай» имеют единое происхождение, каждый вариант предстает как сугубо самостоятельный словесно-художественный памятник, несущий в себе свою, унаследованную от поколений предшественников, наполненность содержания, в которой реализуются каноны стиля и поэтики эпоса. У каждого сказителя — своя исполнительская манера и во многом у каждого — свой лексический словарь и эпический язык в
целом, вбирающий особенности традиционной культуры определенной этнической среды.
Алтай баатырлар 2013 - Алтай баатырлар (Алтайские богатыри) / сост. А. А. Конунов. Горно—Алтайск, 2013.
Калачев 1896 - Калачеа А. Былина об Алтай—Бучае // Живая старина. 1896. Вып. 74.
С. 4927499.
Кудияров 2002 - Кудияров А. В. Художественно—стилевые традиции эпоса монголоязычных И тюркоязычных народов Сибири.М., 2002.
Кузьмина 2005 - Кузьмина Е. Н. О систематизации типических мест героического
эпоса народов Сибири // Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов): Эксп. изд. Новосибирск, 2005.
Мелетинский 1968 - Мелетинский Е. М.«Эдда» И ранние формы эпоса. М., 1968.
Никифоров 1915 - Никифороа Н. Я.Аносский сборник. Собрание сказок алтайцев с примечаниями Г. Н. Потанина. Омск, 1915.
Суразаков 1961 - Суразакоа С. С. Героическое сказание об Алтай—Буучае. Исследование И тексты. Горно—Алтайск, 1961.
Суразаков 1985 - Суразакоа С. С. Алтайский героический эпос. М., 1985.