Пищевая символика в удмуртском фольклоре

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
праздничная культура удмуртов, гостевой этикет, праздникпиршество, символика напитков, символика еды, гостевые песни, молитвенные заклинания
Автор
Т.Г. Владыкина
Сведения об авторе
Татьяна Григорьевна Владыкина
https://orcid.org/0000-0002-6351-2818
Доктор филологических наук, профессор, Удмуртский федеральный исследовательский
центр Уральского отделения РАН:
Российская Федерация, 426067, г. Ижевск, ул. Т. Барамзиной, д.34;
тел.: + 7 (3412) 68-78-44; e-mail: tgvladykina@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.3.011
Аннотация

Фольклор удмуртов содержит весьма значимый по богатству символики напитков и еды материал. Удмуртский язык и обрядовые традиции до сегодняшнего дня сохранили архаические представления о магической связи праздничной культуры и ритуальных напитков/еды (юондыр — время пития/пиршества). Показательно присутствие в названиях праздников, знаменующих календарно важные периоды зимнего (Вожо-дыр — зимние Святки) и летнего (Инвожо — летние Святки) солнцестояния, номинации хмельного напитка сур (пиво): Толсур — зимнее пиво / зимний праздник; Куарсур — лиственное пиво / летний праздник. Компонент «пиво» в значении «праздник», под влиянием старообрядческой культуры исторически замененный на другой хмельной напиток — брагу, сохранен и в названии осенних молодежных посиделок на севере Удмуртии — ныл-брагá (девичья брага / девичий праздник). Здесь же зафиксирован термин шыд-сион (поедание супа / угощение супом) как понятие ритуальной трапезы в виде отдельной составляющей всего обрядового комплекса в контексте календарных и семейных обрядов.

Символика напитков и  еды, представление о  празднике как о  сакральной ситуации более всего проявлены в  застольных гостевых песнях, звучащих во время обхода домов родственников. Песни исполнялись на соответствующий обряду знаковый напев и  были способом и  средством выражения чувств участников обряда: пиетета перед богами, благодарности и  любви к  родственникам. С  символикой образов напитков и  еды в  ритуальных гостевых песнях перекликаются устойчивые образы заклинаний-молитв — куриськон’ов.

Древнейший пласт образов восходит к простейшему комплексу понятий «питья» и «еды» (сиён-юон/шыд-нянь — еда-питие/суп-хлеб) и соотнесен не только с удовлетворением физиологических потребностей — жажды и голода, но также представляет собой символ духовного благополучия. Со временем эти понятия обогащаются смысловыми оттенками «угощения»/яств и становятся символами «радости», «удовольствия», «праздника», «пиршества», «общения» с  богами, близкими, единокровными людьми — родственниками (ср. рус. «хлеб-соль»).

Список литературы

Источники и материалы

Бойкова, Владыкина 1992  — Бойкова Е.Б., Владыкина Т.Г. Песни южных удмуртов. Вып.1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. (Удмуртский фольклор).

Вершинина, Владыкина 2014  — Вершинина Е.Б., Владыкина Т.Г. Песни южных удмуртов. Вып. 3. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2014. 384 с. (Удмуртский фольклор).

Владыкин, Перевозчикова 1990  — Владыкин В.Е., Перевозчикова Т.Г. Годовой обрядовый цикл удмуртской общины «бускель» (материалы к народному календарю) // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. С. 44–96.

Нуриева 1995  — Нуриева И.М. Песни завятских удмуртов. Вып. 1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. 232 с. (Удмуртский фольклор).

Нуриева 2000  — Нуриева И.М. Песни завятских удмуртов. Вып. 2. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. 332 с. (Удмуртский фольклор).

Первухин 1888  — Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз II: Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в  рассказах стариков и в современных обрядах. Вятка, 1888. 141 с.

Чуракова 1999 — Чуракова Р.А. Песни южных удмуртов. Вып. 2. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. 157 с. (Удмуртский фольклор). Munkácsi 1887  — Munkácsi B. Votják népköltészeti hagyományok. Budapest, 1887.

Munkácsi 1952  — Munkácsi B. Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkácsi. Herausgegeben von D.R. Fuchs // Mémoires de la Société Finnoougrienne, 102. Helsingfors, 1952. P. 549.

Wichmann 1893  — Wichmann Y. Wotjakische sprachproben. I. Lieder, Gebete und Zaubersprüche. Helsingfors, 1893.

 

Исследования

Владыкина 2019  — Владыкина Т.Г. Символика напитков и  еды в  субкультуре ритуального застолья удмуртов // Напитки в культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и  отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 138–147.

Владыкина, Глухова 2011 — Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: обряды и  праздники удмуртского календаря. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011. (Удмуртская обрядовая азбука).

Волкова 2019 — Волкова Л.А. «Алкогольная традиция» в Глазовском уезде в годы Революции и Гражданской войны // Напитки в культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и  отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 251–260.

Кабицкая, Кабицкий 2015 — Кабицкая О.Е., Кабицкий М.Е. Междисциплинарное изучение пищевых предпочтений // Еда и культура: Сб. ст. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015. С. 52–58.

Кельмаков 2019  — Кельмаков В.К. Происхождение и отражение в удмуртских письменных источниках названий некоторых хмельных напитков: (Размышления лингвиста) // Напитки в культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 122–137.

Нуриева 1999 — Нуриева И.М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999.

Павловская 2015 — Павловская А.В. Нужна ли нам наука о еде? // Еда и культура: Сб. ст. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015. С. 7–42.

Русских 2019  — Русских Т.Н. Традиция угощения напитками в  коммуникативном пространстве северных удмуртов // Напитки в  культуре народов Урало-Поволжья / Сост. и отв. ред. Е.В. Попова. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. С. 227–238.

Терновская, Толстой 1995  — Терновская О.А., Толстой Н.И. Братчина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В  5  т. Т. 1: А  (Август)  — Г (Гусь). / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. С. 256–257.

Традиционное русское застолье 2008 — Традиционное русское застолье: Сб. ст. / Сост. А.В. Костина, Л.Ф. Миронихина. М.: ГРДНТ, 2008.

Трофимова 1989 — Трофимова Е.Я. Гостевой этикет удмуртов (к  постановке проблемы) // Фольклор и  этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 18–27.

Трофимова 1991  — Трофимова Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1991.

Трофимова 1993  — Трофимова Е.Я. Праздничная и  обрядовая пища // Удмурты: историко-этнографические очерки / Науч. ред. В.В. Пименов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. С. 154–160.

Чуракова 1990  — Чуракова Р.А. О  взаимосвязи песенных напевов одной местной традиции (на  примере удмуртской деревни Аравазь-Пельга Кизнерского района) // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. С. 127– 152.

Anisimov 2018  — Anisimov N. Mälestumisrituaal tšekan nüüdisaegse udmurdi küla etnokultuurisel maastikul // Eesti Rahva Muuseumi Aastaraamat. 2018. № 61. Lk. 116–133.

Для цитирования

Владыкина Т.Г. Пищевая символика в удмуртском фольклоре // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 3. С. 132–140.