ПЕТРУШКА НА КАРТИНАХ В. Г. ПЕРОВА И К. Е. МАКОВСКОГО

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
народный кукольный театр, Петрушка, фольклор и изобразительное искусство, передвижники
Автор
СОРОКИНА С. П.
Сведения об авторе
СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА СОРОКИНА
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН: Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а; тел.: +7 (495) 690-50-30; e-mail: sorokinasp@mail.ru
Аннотация

В статье поднимается проблема отражения в русском изобразительном искусстве народного кукольного театра, известного под названием «театр Петрушки». Начиная с XVII в. Петрушка или персонаж, напоминающий героя народного кукольного театра, становился объектом изображения. В каждый период обращение к нему имело свои цели, претворение образа было исторически и идеологически опосредованным. Изучение изображенного театра Петрушки уместно начать с рассмотрения картин художников-передвижников, поскольку живописцы этого объединения стремились к точному воспроизведению типических картин окружающей действительности. Таким образом, их картины оказываются достоверным визуальным источником, позволяющим пополнить наши представления о театре, давно прекратившем свое активное бытование.

В статье рассматриваются картины В. Г. Перова и К. Е. Маковского. Полотно Перова «Петрушка» написано вскоре после возвращения художника из поездки по Западной Европе. Представление петрушечника подается Перовым как часть бытовой жизни простых людей. Обращение к изображению представления, призванного нести зрителям веселье и радость, позволяет художнику создать контраст между назначением театра Петрушки и бедственным положением как его создателей, так и зрителей.

На картине Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» Петрушка не является центральным объектом изображения. Он здесь лишь один из элементов ярмарочного веселья, не столько «актер», сколько рекламный образ, важный владельцу райка своей узнаваемостью, ассоциациями со смехом. Картины Перова и Маковского — важные свидетельства хорошей укорененности в русскую действительность народного кукольного театра Петрушки в 1860-е гг.

Список литературы

Асафьев 1966 — Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. Л. ; М., 1966.

Бенуа 1991  — Бенуа А. Н. Воспоминания о масленичных балаганах в Петербурге // Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. М., 1991. С. 484–488.

Власов 2007 — Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. 7. СПб., 2007.

Григорович 1988 — Григорович Д. В. Петербургские шарманщики // Григорович Д. В. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. I. С. 52–76.

Добужинский 1991  — Добужинский М. В. Петербург моего детства // Народный театр / 
 Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой и  Н. И. Савушкиной. М., 1991. С. 489–492.

Константин Маковский 2007 — Константин Маковский. История жизненного пути. Творческое наследие / Авт. текста Е. Дуванова. М., 2007.

Лясковская 1979  — Лясковская О. А. В. Г. Перов. Особенности творческого пути художника. М., 1979.

Минченков 2010 — Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М., 2010.

Народный театр 1991 — Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и  коммент. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. М., 1991.

Образцов 1987  — Образцов С. В. По ступенькам памяти. М., 1987.

Олеарий 1996 — Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996.

Плотников 1987 — Плотников В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX в. Л., 1987.

Ровинский 1881. — Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Т. I—V. СПб., 1881.

Розенвассер 1986 — Владимир Маковский  / Авт. вступ. ст. В. Б. Розенвассер. М., 1986. Русская жанровая живопись 1964 — Русская жанровая живопись XIX — начала XX в. /  Под ред. Т. Н. Гориной. М., 1964.

Сарабьянов 1980  — Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

Топоров 2009 — Топоров В. Н. Проза будней и поэзия праздника («Петербургские шарманщики» Григоровича) // Топоров В. Н. Петербургский текст. М., 2009. С. 152–207.