Персональные мифоритуальные наигрыши в культуре обских угров

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
ханты, манси, народные музыкальные инструменты, музыка и ритуал, этномузыковедение
Автор
Г.Е. Солдатова
Сведения об авторе
Галина Евлампьевна Солдатова
https://orcid.org/0000-0003-1421-6075
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН:
Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8;
тел.: +7 (383) 330-14-52; e-mail: ge.soldatova@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.1.002
Аннотация

Статья посвящена персональным мифоритуальным наигрышам — ​феномену культуры обских угров (хантов и манси). Автором систематизированы нотные записи и аудиоматериалы из опубликованных и неопубликованных источников, в том числе полевых материалов, собранных на обском Севере в экспедициях 1980–2000-х гг. В репертуаре обско-угорских музыкантов есть два блока наигрышей. В первый входят мелодии божеств и духов-покровителей, в том числе медведя. Второй включает разнообразные наигрыши, связанные с людьми и животными: танцевальные (они различают людей по этнолокальному, половозрастному признакам); изображающие трудовые процессы; показывающие повадки и голоса животных; инструментальные «транскрипции» песен; входящие в состав повествований. Большинство инструментальных мелодий звучат во время проведения обряда: медвежьего праздника, шаманского сеанса, жертвоприношения. Персональные мифоритуальные наигрыши посвящены конкретному божеству или духу-покровителю, исполняются только на струнном инструменте и только мужчиной. Локальное распределение таких наигрышей показывает следующее: мелодии божеств, общих для хантов и манси, есть во всех группах обских угров; наделение духов-покровителей собственными мелодиями носит системный характер у манси, причем в сыгвинской и верхнелозьвинской традициях данный феномен выражен особенно ярко. Каждое божество через музыкальную характеристику становится узнаваемым, это достигается благодаря устойчивым мелодико-ритмическим оборотам в структуре наигрышей и общности мелодического фонда персональных наигрышей для разных обрядов. Феномен персональных мифоритуальных наигрышей описан впервые в музыкальном угроведении. Полученные результаты необходимы для проведения компаративных исследований народных музыкальных культур, взаимосвязей музыки и ритуала.

Список литературы

Источники и материалы

Вяйсянен 1937 — ​Wogulisсhe und Ostjakisсhe Melodien / Phonographisсh aufgenommen von A. Kannisto, K. F. Karjalainen; Herausgegeben von A. O. Väisänen. Helsinki, 1937. (Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Vol. LXXIII).

ПМА 1987 — ​Полевые материалы автора, 1987 г., сентябрь, д. Щекурья, Берёзовский р-н, Тюменская обл. Экспедиция Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки: О. А. Шейкина (рук.), Г. Е. Солдатова, Д. С. Сайнахова.

ПМА 1991 — ​Полевые материалы автора, 1991 г., июль, д. Ломбовож, Берёзовский р-н, Тюменская обл. Экспедиция Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки: В. И. Смотров, Г. Е. Солдатова.

ПМА 1992 — ​Полевые материалы автора,1992 г., август, д. Хулимсунт, Берёзовский р-н, Тюменская обл.; д. Тресколье, Ивдельский р-н, Свердловская обл. Экспедиция Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки: Е. В. Комаров, Г. Е. Солдатова.

ПМА 1993 — ​Полевые материалы автора,1993 г., июль, г. Ханты-Мансийск. Экспедиция Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки: Е. В. Комаров, О. В. Мазур, Г. Е. Солдатова.

ПМА 1999 — ​Полевые материалы автора, июль — ​август 1999 г., с. Ясунт, Щекурья, Саранпауль, Хошлог, Хурумпауль, Берёзовский р-н, Тюменская обл. Приполярный этнографический отряд Института археологии и этнографии СО РАН: А. В. Бауло, Г. Е. Солдатова.

 

Исследования

Гемуев, Сагалаев 1986 — ​Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Культовые места (XIX — ​начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1986.

Гиппиус 1988 — ​Гиппиус Е. В. Ритуальные инструментальные наигрыши медвежьего праздника обских угров // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: В 2 ч. / Ред.-сост. И. В. Мациевский. М.: Сов. композитор, 1988. Ч. 2. С. 164–175.

Гиппиус 1998 — ​Гиппиус Е. В. Ритуальные инструментальные наигрыши танцев медвежьего праздника обских угров (манси) как музыкально-исторический источник // Фольклор. Комплексная текстология / Сост. и отв. ред. В. М. Гацак. М.: Наследие, 1998. С. 6–23.

Мазур, Солдатова 1997 — ​Мазур О. В., Солдатова Г. Е. Обские угры // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 1: Традиционная культура народов Сибири. Кн. 1: Традиционная культура коренных народов Сибири. Новосибирск: Б. и., 1997. С. 17–61.

Нам 2015 — ​Нам Е. В. Шаманские атрибуты народов Сибири: истоки семантического единства и полифункциональности // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3/2 (87). С. 165–172. URL: http://izvestia.asu.ru/media/ files/issue/19/articles/ru/Izvestia_3_2_20.11.2015_ p165–172.pdf (дата обращения: 24.05.2020).

Новикова 1995 — ​Новикова Н. И. Традиционные праздники манси. М.: ИЭА РАН, 1995.

Пчеловодова 2015 — ​Пчеловодова И. В. Конструкция удмуртского традиционного струнного инструмента кубыз в терминологическом аспекте // Вестник угроведения. 2015. № 1 (20). С. 46–51.

Ромбандеева 1993 — ​Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом»: Сев.- ​Сиб. рег. кн. изд-во, 1993. Сильвет 1991 — ​Сильвет Х. Инструментальная музыка обских угров. Ч. 1: Хантыйские наигрыши на лире (=Ob-Ugric Instrumental Music. Part 1: Hanti Melodies Played on the Lyre). Таллинн: АН Эстонии, 1991.

Солдатова 1993 — ​Мелодии сангквылтапа / Сост., предисл., нотная расшифровка Г. Е. Солдатовой. Новосибирск: Б. и., 1993.

Солдатова 2007 — ​Солдатова Г. Е. О мифологической основе музыкально-фольклорного репертуара манси: материалы к теме (из полевых дневников 1987–1992 гг.) // Памяти И. Н. Гемуева: Сб. науч. ст. и воспоминаний / Отв. ред. А. В. Бауло. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2007. С. 45–53.

Солдатова 2014 — ​Солдатова Г. Е. Музыкальный фольклор в шаманской практике манси // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2014. № 1 (26). С. 76–82.

Солдатова 2018 — ​Солдатова Г. Е. Интонационные феномены медвежьего праздника манси // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2018. № 2 (36). С. 118–127. Шейкин 1990 — ​Инструментальная музыка Югры. Новосибирск: НГК, 1990. Шейкин 2002 — ​Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит-ра, 2002.

Шесталов 2013 — ​Шесталов В. И. Музыка и мифология медвежьего праздника обских угров. Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2013

Для цитирования

Солдатова Г.Е. Персональные мифоритуальные наигрыши в культуре обских угров // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 27–38.