ПЕЧОРСКИЕ БЫЛИННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ИГР

Альманах
Ключевые слова
эпическая традиция, эпический герой, игровой контекст, эпическое новообразование, жанровая характеристика, эпический сюжет, баллада
Автор
А.Н. Власов
Сведения об авторе
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЛАСОВ
Доктор филологических наук, заведующий отделом русского фольклора Института русской
литературы (Пушкинский Дом) РАН: Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб.
Макарова, д.4; тел.: +7 (812) 328-19-01; e-mail: andrvlasov@yandex.ru
Аннотация

Статья посвящена жанровой характеристике поздних эпических сюжетов в севернорусской традиции —  «Бутман» и «Васька Захаров». Их героем является «пьяница», обретший имя собственное и вставший в один ряд с известными эпическими персонажами. До того как в мире былинных персонажей у пьяницы появилось собственное имя, мы встречаем известную группу маргиналов —  «кабацких ярыжек» и место их обитания —  кабак, которые по своему происхождению относятся к поздним элементам эпического универсума. Наиболее показательным примером, как происходило взаимодействие разновременных пластов в художественном мире былины, является сюжет «Илья Муромец и голи кабацкие». Давая герою имя Ильи Муромца, сказитель поднимает тему «пьянства в кабаке» на эпическую высоту: посещение кабака, совместное выпивание с голями кабацкими превращается в отдельный эпический сюжетный мотив. Его самостоятельность закрепляется в финальной сцене пира, в которой исследователи усматривают главный конфликт сюжета «о голях» и «о бунте». Посещение кабака и совместное выпивание с голями кабацкими закрепились в эпической традиции как один из подвигов богатыря. Развитие данного эпического сюжетного мотива требовало и введения особого типа богатыря —  пьяницы. Илья Муромец не соответствовал этой задаче, хотя и был способен совершить такой подвиг. Здесь требовался герой иного плана —  герой-фаталист. Многие былинные сюжеты с кабацкой тематикой связаны с именем былинного героя Васьки: Васька-пьяница, Васька Игнатьев, Васька Захаров. Сюжеты помещаются в атмосферу игрового поведения. Осуждение пьянства сменяется в былине восхвалением за умение пить. Создается эффект, прямо противоположный известной установке эпической поэзии на историческую правду. Предполагаем, что формирование нового героя шло через усвоение духовного стиха о Василии Великом и новый образ сложился в результате поэтической пародии.

Список литературы

Адрианова-Перетц 1934  —  Адрианова-Перетц В.П. Праздник кабацких ярыжек: Пародия-сатира второй половины XVII века. Л., 1934.

Астахова 1938  —  Былины Севера / Зап., вступ. ст. и  коммент. А.М. Астаховой. М.; Л., 1938. Т. 1.

Бахтин 1990  —  Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Власов 2008 — Власов А.Н. Печорские былинные новообразования (Проблемы интерпретации) // Художественный текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация: Сб. науч. ст. в честь 70-летия профессора Ю.А. Новикова. Вильнюс, 2008. № 6 (1). С. 26–37.

Кайуа 2007 — Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007.

Красовская 1969 — Красовская Ю.Е. Сказители Печоры. М., 1969.

Новичкова 2001  —  Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб., 2001.

Ончуков 1904  —  Ончуков Н.Е. Печорские былины. СПб., 1904. ПЛДР 1988  —  Памятники литературы Древней Руси. XVII в. М., 1988. Кн. 1.

Потебня 2011  —  Потебня А.А. О  некоторых символах в славянской народной поэзии. М., 2011.

Пропп, Путилов 1958  —  Былины: В  2  т. / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. М., 1958. Т. 2.

Прыжов 1868 — Прыжов И. История кабаков в России. М., 1868.

Путилов 2003  —  Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2003.

СБ 2001  — Былины Печоры / Корпус текстов подг. В.И. Еремина, В.И. Жекулина, В.В. Коргузалов, А.Ф. Некрылова; Отв. ред. А.А. Горелов. СПб.; М., 2001. (Свод русского фольклора: Былины: В 25 т.; Т. 2).

Фрейденберг 1997 — Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.,1997.

Фроянов, Юдин 1997  —  Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. СПб., 1997. Хейзинга 1992 — Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашного дня. М., 1992.