Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета: Российская Федерация, 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26; тел. +7 (8332) 67-89-46; e-mail: slavapozd@yandex.ru
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14–04–00077 «Эволюция этнических маркеров вятских северных и южных этноконтактных зон».
Статья посвящена этнокультурным стереотипам выражения страха у русских и финно-угорских народов. Одним из этнических маркеров является восприятие и осмысление смерти и связанное с этим психологическое состояние, поэтому на «первом» месте в культурных традициях стоит страх смерти, покойника.
Страх как эмоциональное состояние в русской народной культуре многогранно представлен в различных фольклорных жанрах: пословицах, сказках, несказочной прозе (быличках, местных легендах и меморатах), не говоря уже о комплексе похоронно-поминальной обрядности с ее богатейшей текстовой разработанностью причитаний. В сказках страх перед покойниками находит наиболее яркое выражение.
Со страхом смерти связывается в этноспецифическом традиционном сознании и страх перед высшими силами, в вéдении которых человек оказывается до и после смерти. Некоторые аспекты страха связаны как с языческими, так и с христианскими представлениями о «божественной каре». Страх перед болезнью и возможной смертью реализовывался в создании многочисленных заговоров, молитв, примет. Воззрения на покойника у финно-угорских народов Поволжья охарактеризованы по свидетельствам русских чиновников и ученых-этнографов второй половины XIX — начала ХХ в., в восприятии которых похоронно-поминальная обрядность марийцев, удмуртов и коми-пермяков и сторонние впечатления об их духовной культуре оказались насыщены символикой, запретами, утилитарными чертами, которые отражают и страх перед покойником. Вошедшие в историю науки свидетельства демонстрируют, что в какой-то мере рецепция иноэтничной духовной культуры в ее глубинной и не вполне открываемой этнофорами вовне категории страха смерти запечатлела и этническую стереотипность представлений образованных русских дореволюционной эпохи о примитивных инородцах.
Байбурин 2001 — Байбурин А. К. Тоска и страх в контексте похоронной обрядности (к ритуально-мифологическому подтексту одного сюжета) // Труды факультета этнологии. СПб., 2001.
Герцен 1954 — Герцен А. И. Прибавления к «Вятским губернским ведомостям». Вотяки и черемисы // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954–1965. Т. 1.
Гроф, Хэлифакс 199 — Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти / Пер. с англ. А. И. Неклесса. М., 1996.
Даль 1984 — Даль Вл. И. Пословицы русского народа: Сборник: В 2 т. М., 1984. Т. 1.
Добротворский 1883 — Добротворский Н. Клады в Орловском уезде // Вятские губернские ведомости. 1883. № 13. С. 4.
Живописная Россия 1901 — Инородцы Среднего Поволжья // Живописная Россия. Т. 8. Среднее Поволжье и Приуральский край. Ч. 1. Среднее Поволжье. СПб.; М., 1901.
Зеленин 1915 — Великорусские сказки Вятской губернии: с прил. шести вотяцких сказок: Сборник Д. К. Зеленина. Пг., 1915.
Зеленин 2013 — Зеленин Д. К. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края // Зеленин Д. К. Избранные труды / Сост. и науч. ред. В. А. Поздеев. Киров, 2013.
Краюшкина 2011 — Краюшкина Т. В. Физиология и психология персонажей русских народных волшебных сказов. Владивосток, 2011.
Кузнецов 2009 — Кузнецов С. К. Святыни. Культ предков. Древняя история: [Сб. избр. трудов] / С. К. Кузнецов; Сост. Л. Шемйэр. Йошкар-Ола, 2009.
Поздеев 2014 — Поздеев В. А. Фольклор как маркер в вятских этнокультурных зонах // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 5. С. 101–106.
Смирнов 1890 — Смирнов И. Н. Вотяки: Историко-этнографический очерк // Известия обществ археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1890. С. 176–177.
Толстая 2011 — Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. 2-е изд. М., 2011.
Янович 1903 — Янович В. М. Пермяки // Живая старина. 1903. Вып. 1–2. С. 95.