https://orcid.org/0000-0003-2156-2697
Кандидат исторических наук, главный научный сотрудник отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Государственного музея Востока:
Российская Федерация, 119019, г. Москва, Никитский бульвар, д. 12а;
тел.: +7 (495) 695-49-31; e-mail: ermakovaec@yandex.ru
В Средней Азии авторское ювелирное искусство возникает в 1970–1980-х гг. Оно пришло на смену народному традиционному. В статье исследуются характерные признаки традиционного и современного авторского (студийного) ювелирного искусства. Среди выделенных свойств самыми важными являются объем информации и свобода выбора. Сегодня сформировались три основных стилистических направления, для каждого из них характерно определенное отношение к традиционным и новым материалам. Первое — традиционная школа, в рамках которой мастера копируют старинные украшения, используя традиционные материалы. Второе — этнический стиль, главная задача которого не копирование старых форм, а создание узнаваемого образа, связанного с национальной культурой. При переходе на классическую технику филиграни, выбирая материалы, ювелиры следуют своим эстетическим представлениям и вкусам потребителя. Третье — современный авторский стиль, основанный на индивидуальном восприятии национальной культуры. В авангардных авторских работах художник свободно обращается с новыми для ювелирного искусства материалами, используя дерево, кожу, войлок, кость, шелк.
Источники и материалы
Архангельский 1889 — Архангельский А. И. Мухаммеданская космогония. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1889.
Беленицкий 1940 — Беленицкий А. М. Организация ремесла в Самарканде в XIV–XV вв. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 6. М.; Л., 1940.
Гаврилов 1912 — Гаврилов М. Ф. Рисоля саратовских ремесленников: исследования пре- даний мусульманских цехов / Собр. и пер. М. Гаврилов. Ташкент: Тип. при Канц. ген.- губ., 1912.
Коран 1995 — Коран / Пер. Н. О. Османова. М.: Ладомир; Вост. лит-ра, 1995.
Семенов 1912 — Семенов А. А. Из области воззрения мусульман Средней и Южной Азии на качество и значения некоторых благородных камней и минералов // Мир ислама. Т. 1. № 3. СПб., 1912.
Neva Elena 2008 — Neva Elena Jewelry of Central Asia. Boston: M-Graphics, 2008.
Исследования
Ермакова 2000 — Ермакова Е. С. Женские ювелирные украшения Бухары конца XIX — начала XX века. М.: Гос. музей Востока, 2000.
Иванов, Махова 1968 — Иванов С. В., Махова Е. И. Художественная обработка металла — народное декоративно-прикладное искусство киргизов // Труды Киргизской археолого-этно- графической экспедиции. Т. V. М.: Наука, 1968.
Перфильева 2016 — Перфильева И. Ю. Русское ювелирное искусство XX века в контексте европейских художественных тенденций. 1920–2000-е годы. М.: Прогресс-традиция, 2016.
Пещерева 1959 — Пещерева Е. М. Гончарное производство Средней Азии // Труды Института этнографии. Новая серия. Т. 42. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959.
Пещерева 1960 — Пещерева Е. М. О ремесленных организациях Средней Азии в конце XIX — начале XX века // Краткие сообщения Института этнографии Узбекистана. Т. 33. М.: Изд-во вост. лит., 1960.
Сулайманов 1982 — Сулайманов Э. Традиции обработки металлов у киргизов. Фрунзе: Илим, 1982.
Сухарева 1962 — Сухарева О. А. Позднефеодальный город Бухара конца XIX — начала XX в. Ремесленная промышленность. Ташкент: Изд-во Акад. наук УзССР, 1962.
Тохтабаева 2005 — Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
Умарова 2017 — Умарова З. Х. История развития ювелирного искусства таджиков (V — начало XX в.). Душанбе: РТСУ, 2017.
Фахретдинова 1988 — Фахретдинова Д. А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
Чвырь 1977 — Чвырь Л. А. Таджикские ювелирные украшения. М.: Наука, 1977.
Ермакова Е. С. От народной традиции к авторскому ювелирному искусству Средней Азии // Традиционная культура. 2020. Т. 2. № 2. С. 63–76.