ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ ПРИЧЁТНОЙ ТРАДИЦИИ НА ЧЕРНИГОВЩИНЕ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
украинские причитания, причётная традиция, похороны, гробовщик
Автор
Коваль-Фучило И. М.
Сведения об авторе
ИРИНА МИРОСЛАВОВНА КОВАЛЬ-ФУЧИЛО
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины: 01001, Украина, г. Киев, ул. Грушевского, д. 4, +38 044 278 34 54; e-mail: koval-fuchylo@ukr.net
Аннотация

 В статье проанализированы особенности бытования украинских похоронных причитаний на Черниговщине. Рассмотрены причины возникновения этого жанра в контексте обряда, подано их осмысление носителями традиции. Проанализированы особенности функционирования причитания в зависимости от похоронной ситуации.

Материал для статьи — полевые записи автора в 2010 г. Исследуемый регион особенно интересен, поскольку характеризуется развитостью и сохранностью бытования причитаний. Степень важности причитания в тексте похоронного обряда определяется похоронной ситуацией: причитаний тем больше, чем тяжелее потеря для близких.

Для понимания значения причитаний в контексте обряда рассмотрено их бытование в нетипичных ситуациях, например, похоронный обряд без священника или похоронный обряд без родственников. В первом случае причитания заменяли чтение Евангелия по дороге на кладбище. Это свидетельствует о том, что оплакивание воспринималось не только как выражение особенного эмоционального состояния, но имело и высокий сакральный статус, что позволяло заменять ими церковный обряд погребения.

В статье проанализировано бытование причитаний в контексте бинарной оппозиции «громко — тихо». Наблюдается определенная градация силы, эмоциональности исполнения и соответственно влияния причитания на слушателей: чем жалостливее, трагичнее исполнение, тем сильнее эмоциональное воздействие на присутствующих.

Мотивацией для возникновения причитания является психическая потребность «выкричать» свое горе через потерю близкого человека. Кроме чувства сожаления, существуют и мотивировки магического характера, которыми объясняется потребность и даже необходимость в исполнении причитания. Самой неожиданной оказалась возможность иметь так называемую «негласную ложку»: если кто-то будет хотя бы немножко причитать по умершему и сохранит ложку, которой кушал умерший, то она будет помогать в хозяйстве. Еще одной магической мотивировкой причитания является представление о том, что умерший заслужил, чтобы по нему причитали.

Список литературы

Алексеевский 2008  — Алексеевский М. Д. Похоронно-поминальные причитания Русского Севера: проблемы собирания и  современное состояние традиции // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 4. Сыктывкар, 2008. С. 36–45.

Гузій 2007  — Гузій Р. Б. З народної танат ології: карпатознавчі розсліди. Львів, 2007.

Коваль-Фучило 2014 — Коваль-Фучило І. М. Українські голосіння: антропо логія традиції, поетика тексту. Київ, 2014.

Микитенко 2010  — Микитенко О. О. Балканослов’янський текст поховального оплакування: прагматика, семантика, етнопоетика. Київ, 2010.

Народні пісні на Дрогобиччині 2008  — Народні пісні сіл Гаї Верхні та Гаї Нижні на Дрогобиччині / сост. Л. Федоронько. Дрогобич, 2008.

Похоронно-поминальные тради ции на Южном Урале 2008 — Похоронно-поминальные традиции на Южном Урале: Сборник матер. фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры Магнитогорского гос. университета (1993–2003 гг.) / сост. Т. И. Рожкова, С. А. Моисеева. Магнитогорск, 2008.