ОРТЕКЕ — МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У КАЗАХОВ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
ортеке, горный козел, кюи-легенды, домбра, кюйши, синкретизм, звукоподражание
Автор
Абишева Б. М., Утегалиева С. И.
Сведения об авторе
Абишева Б. М.  — магистр искусствоведения, младший научный сотрудник Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова: 050000, Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, д. 29; тел.: +7 (707) 905 60 00; e-mail: bayawik@mail.ru

Утегалиева С. И.  — кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории им. Курмангазы: 050000, Казахстан, г. Алматы, пр-т Аблай-хана, д. 86; тел.: +7 (7272) 61 76 40, 72 72 34; e-mail: sa_u@mail.ru
Аннотация

Данная статья посвящена изучению ортеке — музыкально-театрализованного представления с участием танцующего козлика, получившего в прошлом широкое распространение у казахов и других тюрко-монгольских народов. В нем в синкретическом единстве сочетаются элементы музыки, народного кукольного театра и магического ритуала. Кроме того, в инструментальной музыке казахов сохранились пьесы с тем же названием. В анализе указанного явления использован комплексный подход, позволяющий всесторонне представить образ горного козла в различных сферах традиционной культуры казахов. Привлекается материал преимущественно домбровой музыки, в том числе опубликованные, а также самостоятельно нотированные образцы кюев (вид инструментальной музыки у казахов)«Ортеке».

Как показывает исследование, в музыкально-театрализованном представлении ортеке наряду с козликом могут участвовать и другие фигурки (лошади, медвежонка, людей). Существующие варианты ортеке отражают географические условия проживания казахов.

О связи искусства ортеке с танцем свидетельствуют многочисленные народные кюи, сохранившиеся в казахской домбровой традиции. Обычно их относят к «кюям с легендой» (аныз-куйлер), т. е. образцам, звучащим вместе с рассказом (или историей создания). Эти пьесы (народные и авторские), исполняемые в прошлом во время театрализованных представлений (теперь и самостоятельно), имеют танцевальный, звукоподражательный, нередко шутливый, комический характер. Они миниатюрны по форме, функционируют в квинтовом и квартовом строях, созданы в стилях токпе и шертпе (западно- и восточноказахстанские домбровые традиции). В них используются повторные интонации, скачки, паузы, форшлаги, преобладают пунктирные ритмические рисунки, изображающие движения, скачки козлика.

Ежегодно в Алматы проводятся международные фестивали, посвященные традиционному кукольному театру «Ортеке». Их цель не только изучение, но и возрождение, популяризация данного вида искусства. В настоящее время «Ортеке» входит в список нематериального культурного наследия человечества, охраняемого ЮНЕСКО.

Список литературы

Аманов, Мухамбетова 2002  — Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, 2002.

Всеволодская-Голушкевич 1996  — Всеволодская-Голушкевич О.В. Баксы ойыны. Алматы, 1996.

Есен лы, Елеусіз ызы 1997  — Есен лы А., Елеусіз ызы Г. К й керуені. Алматы, 1997.

Жубанов 1935  — Жубанов А. «Ортеке». Казахский народный кукольный театр // Казахстанская правда. 1935. 25 февраля.

Жунисов 2000 — Жунисов Б. Жиделі Байсын к йлері. Алматы, 2000.

Куттыбекулы 2008  — Куттыбекулы К. Ортекені 3000 жылды тарихы бар // Айкын. 2008. 12 апреля.

Утегалиева 2013 — Утегалиева С. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на  материале инструментальных традиций Центральной Азии). М., 2013.

Халтаева 1991  — Халтаева Л. Генезис и  эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов: Автореф. дис. … канд. иск. Ташкент, 1991.