Огонь погас. От огня естественного к огню искусственному

Альманах
Ключевые слова
сложное общество, эволюционный поворот, естественный огонь, искусственный огонь
Автор
П. Гримальди
Сведения об авторе
Пьеркарло Гримальди
https://orcid.org/0000-0002-9726-4808
Ординарный профессор, Университет гастрономических наук: Италия, Бра (CN), 12042, Полленцо, Пьяцца Витторио Эмануэле, д.9; тел.: +39 (0172) 45-85-11; e-mail: p.grimaldi@unisg.it
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.4.007
Аннотация

В основу статьи положена гипотеза о том, что в настоящее время, на рубеже тысячелетий, огонь, который человек начал использовать на заре своей истории, угасает навсегда. Человек, применяя технологии, преобразующие и  заменяющие открытый огонь, пришел тем самым к важному поворотному моменту эволюции, меняющему многие фундаментальные элементы его жизни, под знаком которых развивались с первобытных времен общество, культура, мифология.

Резкое исчезновение живого пламени из повседневной (домашней, и не только) жизни знаменует собой великий переход, ведущий в ближайшее время к полной утрате многовековых практик, отмечавших ритм человеческой жизни и  деятельности. Отсутствие живого огня или его превращение во все более незаметный, невидимый, нематериальный вызывает у людей чувство опустошенности. Это переломный момент, некоторые следствия которого мы уже начинаем наблюдать и который вызвал к жизни ряд субъективных и  коллективных решений (подчас паллиативных), демонстрирующих нам, насколько эта проблема важна для аффективной жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Очевидно, что исчезновение огня из нашей жизни представляет собой важную познавательную проблему, с  которой нам придется иметь дело ради преодоления экзистенциального кризиса (материального и нематериального, логического и эмоционального). Исход этого кризиса определит становление культуры будущих поколений.

Список литературы

Источники и материалы

Гоголь 1983 — Гоголь Н.В. Повести. Драма‑ тические произведения. Л.: Худож. лит., 1983.

Франциск 2015 — Папа Римский Франциск. Энциклика Laudato si’. О  заботе об общем доме. М.: Изд-во францисканцев, 2015.

Фрэзер 1983  — Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и  религии. М.: Политиз‑ дат, 1983.

Calvino 1956 — Calvino I. (ed.). Fiabe italiane. Vol. I, II. Torino: Einaudi, 1956.

Canobbio, Telmon 2008 — Canobbio S., Telmon T. (ed.). Paul Scheuermeier. Il Piemonte dei conta‑ dini 1921–1932. Rappresentazioni del mondo rura‑ le subalpino nelle fotografie del grande ricercatore svizzero. Vol. II. Ivrea: Priuli & Verlucca, 2008.

Caprettini et al. 1998 — Caprettini G.P., Carlevaris C., Perissinotto A. Dizionario della fiaba: simboli, personaggi, storie delle fiabe regionali italiane. Roma: Meltemi, 1998.

Clément 2004  — Clément C. Lévi-Strauss. Roma: Meltemi, 2004.

Eliade 1949 — Eliade M. Le Mythe de l’éternel retour. Archétypes et répétition. Paris: Gallimard, 1949.

Fenoglio 1954 — Fenoglio B. La malora. Tori‑ no: Einaudi, 1954.

Grimaldi, Nattino 2009  — Grimaldi P., Nattino L. (ed.). Le divinità del vino. Pietre e magia contadina. Torino: Museo Regionale Scienze Na‑ turali, 2009.

Hugo 2013  — Hugo V. Notre-Dame de Paris. Roma, 2013. Isidori Hispalensis Episcopi Etymologiarum sive Originum libri XX. Oxford, 1911. Lucreti de Rerum Natura libri VI. Oxford, 1922.

Milano 2011 — Milano E. Proverbi, superstizioni e leggende della provincia di Cuneo. Cuneo, 2011.

Pavese 1947 — Pavese C. Dialoghi con Leucò. Torino, 1947.

Pavese 1950 — Pavese C. La luna e i falò. Torino, 1950.

Pont-Humbert 1997  — Pont-Humbert C. Di‑ zionario dei simboli dei riti e delle credenze. Roma, 1997.

Sella 1970  — Sella A. Raccolta di proverbi e detti popolari biellesi. Biella, 1970.

 

Исследования Кабицкий,

Калмыкова 2016  — Кабицкий М.Е., Калмыкова М.В. Организации «Слоу Фуд» и  «Терра Мадре» и  их деятельность по защите кулинарных и  аграрно-промысловых традиций // Традиционная культура. 2016. № 2. С. 133–138.

Bravo 1984  — Bravo G.L. Festa contadina e società complessa. Milano: Franco Angeli, 1984.

Buttitta 1999  — Buttitta I.E. Le fiamme dei santi. Usi rituali del fuoco nelle feste siciliane. Roma: Meltemi, 1999.

Buttitta 2002 — Buttitta I.E. Il fuoco. Simboli‑ smo e pratiche rituali. Palermo: Sellerio, 2002.

Buttitta 2013  — Buttitta I.E. Continuità delle forme e mutamento dei sensi. Ricerche e analisi sul simbolismo festivo. Acireale; Roma: Bonanno, 2013.

Camporesi 1989 — Camporesi P. La terra e la luna: alimentazione folclore società. Milano: Il Saggiatore, 1989.

Cavalieri 2014 — Cavalieri R. E l’uomo inven‑ tò i sapori. Storia naturale del gusto. Bologna: Il Mulino, 2014.

Goudsblom 1996 — Goudsblom J. Fuoco e ci‑ viltà: dalla preistoria a oggi. Roma: Donzelli, 1996.

Grimaldi 2008 — Grimaldi P. L’oralità fotografata. La ricerca di Paul Scheuermeier sulla cultura mate‑ riale in Piemonte // Paul Scheuermeier. Il Piemon‑ te dei contadini 1921–1932. Rappresentazioni del mondo rurale subalpino nelle fotografie del grande ricercatore svizzero / Ed. S. Canobbio, T. Telmon. Vol. II. Ivrea: Priuli e Verlucca, 2008. P. 347–361.

Grimaldi 2012  — Grimaldi P. Cibo e rito. Il gesto e la parola nell’alimentazione tradizionale. Palermo: Sellerio, 2012.

Harari 2017  — Harari Y.N. Sapiens. Da ani‑ mali a dèi. Milano: Bompiani, 2017. Leroi-Gourhan 1977  — Leroi-Gourhan A. Il gesto e la parola. Vol. I, II. Torino: Einaudi, 1977.

Perlès 1983  — Perlès C. Preistoria del fuoco. Alle origini della storia dell’uomo. Torino: Einaudi, 1983.

Petrini 2016 — Petrini C. Buono, pulito e giu‑ sto. Firenze; Bra: Giunti; Slow Food Editore, 2016.

Rouzel 1996  — Rouzel J. Ethnologie du feu. Guérisons populaires et mythologie chrétienne. Paris; Montréal: L’Harmattan, 1996.

Scheuermeier 1980 — Scheuermeier P. Il lavoro dei contadini. Vol. I, II. Milano: Longanesi, 1980.

Sebillot 1990 — Sebillot P. Riti precristiani nel folklore europeo. Milano: Xenia, 1990.

Vernant 2001  — Vernant J.-P. L’universo, gli dèi, gli uomini. Il racconto del mito. Torino: Ei‑ naudi, 2001.

Wrangham 2014 — Wrangham R. L’intelligen‑ za del fuoco. L’invenzione della cottura e l’evolu‑ zione dell’uomo. Torino: Bollati Boringhieri, 2014

Для цитирования

Гримальди П. Огонь погас. От огня естественного к огню искус‑ ственному // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 4. С. 90–102