Кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН: Российская Федерация,
Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.26; тел.: +7 (8212) 20–17–02;
e-mail: apankomisc@mail.ru
Статья обобщает исследования автора по данной тематике. На основе анализа большого количества фольклорных и лингвистических источников дается этимологическая интерпретация демонимов, рассматривается взаимосвязь и локальная специфика мифологических представлений, связанных со святочно-рождественским циклом. Очевидно, что все микролокальные традиции коми имеют общую основу, связанную с исходным календарным «сюжетом»: четкая приуроченность к датам, общий хронотоп событий и общие демонологические мотивы. Вероятно, эта основа может быть возведена ко времени вхождения православной календарной традиции в культуру коми-зырян. Вместе с тем в фольклоре коми-зырян обнаруживается исключительное разнообразие и многоплановость представлений о святочных духах: бытование особой святочной игры «изгнание святочного духа», святочные песни о святочных духах, сюжеты о причитающих святочных духах и многое другое. О вариативности представлений говорит и широкий ряд локальных терминов (около тридцати вариантов). Варианты названий, связанные с календарной терминологией («куття», «вежа») представляют наиболее поверхностный пласт мифологических представлений. В основе ряда локальных обозначений святочных духов проявляются ономатопоэтические (звукоподражательные и изобразительные) значения. В сферу представлений о святочных духах органично включен и специфический мифологический образ трескучего мороза. Особенно четко это прослеживается в самой северной локальной традиции — коми-ижемцев. По мнению автора, появление образа мороза было подготовлено языковым и фольклорным отражением погодных условий в Святки. В результате возникших трансформаций Святки становятся метонимическим обозначением святочных морозов, активизация святочных духов — активизацией мороза, «деревянный шум» — метонимией «трескучего мороза», треск расщепляемых и ломаемых лучин — оживающего демона.
Большой толковый словарь русского языка 1998 — Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 1998.
Бондалетов 2004 — Бондалетов В.Д. В.И. Даль и тайные языки в России. М., 2004. Вымский диалект 1998 — Жилина Т.И. Вымский диалект коми языка. Сыктывкар, 1998.
Даль 1989 — Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989. Т. 3.
Даль 2001 — Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2001. Т. 4.
Зырянские тексты 2006 — Syrjänische Texte. Gesammelt von T.E. Uotila / P. Kokkonen. Helsinki, 2006. Bd. 5.
Канева, Панюков, Савельева 2011— Канева Т.С., Панюков А.В., Савельева Г.С. Календарно-обрядовый фольклор // Комплексный атлас Республики Коми. Сыктывкар, 2011. С. 406–408.
Коми народные приметы 1993 — Коми народные приметы / Сост. В.М. Кудряшева. Сыктывкар, 1993.
Коми-пермяцко-русский словарь 1985 — Коми-пермяцко-русский словарь / Сост. Р.М. Баталова, А.С. Кривощекова-Гатман. М., 1985.
Конаков 1993 — Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника: Коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар, 1993. Конаков 1999 — Конаков Н.Д. Куття // Мифология коми: Энциклопедия уральских мифологий. М., 1999. Т. І. С. 219–220.
Конаков, Уляшев 1999 — Конаков Н.Д., Уляшев О.И. Кöч // Мифология коми: Энциклопедия уральских мифологий. М., 1999. Т. І. С. 209.
Краткий этимологический словарь 1999 — Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар, 1999.
Лимеров 1998 — Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998.
Лузско-летский диалект 1985 — Жилина Т.И. Лузско-летский диалект коми языка. М., 1985.
Морозов, Слепцова и др. 2001 — Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижикова Л.Н. Рязанская традиционная культура первой половины ХХ века: Шацкий этнодиалектный словарь. Рязань, 2001.
Панюков 2003 — Панюков А. В. Роч ‘русский’ в коми традиционной картине мира // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. (Матер. IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения — 2003»). Петрозаводск, 2003. С. 216–219.
Панюков, Савельева 2006 — Панюков А.В., Савельева Г.С. Храмовые и заветные праздники в Коми крае // Paleoslavica. Cambridge; Massachusetts, 2006. Vol. IV. Pp. 262–286.
Панюков, Савельева 2007 — Панюков А.В., Савельева Г.С. Традиционный календарь в Коми крае // Paleoslavica. Cambridge; Massachusetts, 2007. Vol. XV. No. 2. Pp. 261–294.
Панюков 2012 — Панюков А.В. Праздничные обходы территорий в локальных коми традициях // Этнографическое обозрение. 2012. № 1. С. 72–85.
Рочев 1994 — Челядь сьыланкывъяс да мойдкывъяс (Детские песни и сказки): Учеб. изд. / Сост. Ю.Г. Рочев. Сыктывкар, 1994. На коми языке.
Русские праздники и обряды — Русские праздники и обряды // Сайт РЭМ. URL: http:// www.ethnomuseum.ru/section62/2092/3933.htm (дата обращения: 01.10.2012).
Сравнительный словарь 1961 — Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов / Сост. Т.И. Жилина, М.А. Сахарова, В.А. Сорвачева. Сыктывкар, 1961.
Среднесысольский диалект — Колегова Н.А., Бараксанов Г.Г. Среднесысольский диалект коми языка. М., 1980. Традиционный народный календарь коми 2002 — Традиционный народный календарь коми: Материалы / Сост. В.В. Филиппова, Т.С. Канева; Под ред. А.Н. Власова. Сыктывкар, 2002.
Удмуртско-русский словарь 1983 — Удмуртско-русский словарь / Под ред. В.М. Вахрушева. М., 1983.
Удорский диалект 1990 — Сорвачева В.А., Безносикова Л.М. Удорский диалект коми языка. М., 1990.
Уляшев 1999 — Уляшев О.И. Мути // Мифология коми: Энциклопедия уральских мифологий. М., 1999. Т. І. С. 252–253.
Чисталев 1980 — Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар, 1980.
Этнография детства 1999 — Традиционная культура коми: Этнография детства: Матер. фольклорно-этногр. экспедиций 1995– 1998 гг. / Сост. А.В. Панюков, Г.С. Савельева. Сыктывкар, 1999.