Аспирант кафедры литературы и мировой художественной культуры, научный сотрудник Лаборатории фронтирных исследований Амурского государственного университета:
Российская Федерация, 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское ш., д. 21;
тел.: +7 (416) 223-45-00; e-mail: yanyan.ye@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в рамках реализации научной темы FZMU-2022-0008, рег. № 1022052600017-6.
В статье исследуются фольклорные сюжеты о женьшене, формирующие корпус легенд о «чудо-корне» в одном из первых фольклорных собраний Северо-Востока Китая «Летописи рек и гор в Чанбайшане» (1908). Как известно, женьшень в религиозном сознании жителей дальневосточного фронтира (Дальнего Востока России, Северо-Востока Китая) является растительной эманацией Духа Леса и Гор. Мифологическую сюжетику женьшеня в первые десятилетия XX в. запечатлели в своих работах писатели-этнографы В. К. Арсеньев, Н. А. Байков, чуть позже — М. В. Щербаков. Они же частично зафиксировали, как фитолатрия, связанная с женьшенем, отражена в его разнообразных именованиях.
Долгое время российской науке были неизвестны северо-восточные фольклорные источники на китайском языке, посвященные фронтирной мифологии женьшеня. Автор исследует первые письменные легенды о женьшене в китайской этнографии, анализируя контекст их формирования и связь с явлением внутренней миграции — «Прорывом в Гуаньдун».
Источники и материалы
Чанбайшаньские легенды о женьшене 1980 — 抚松县文联编. 长白山人参故事. — 沈 阳: 春风文艺出版社. 1980. 238页. (Чанбайшаньские легенды о женьшене / Под ред. Федерации литературных и художественных кругов округа Фусун. Шэньян: Изд-во литературы и искусства Чуньфэн, 1980).
Арсеньев 1925 — Арсеньев В. К. Искатели женьшеня в Уссурийском крае. Владивосток: [б. и.], 1925.
Бадмаев 1903 — Бадмаев П. Основы врачебной науки Тибета. Жуд-ши: Репр. воспроизв. изд. «Главное руководство по врачебной науке Тибета. Жуд-Ши». СПб., 1903; М.: Наука, 1991.
Байков 1914 — Байков Н. А. В горах и лесах Маньчжурии. СПб.: [б. и.], 1914.
Врадий 1903 — Врадий В. П. Китайские легенды и поверья. О драгоценном корне «джень-(инь)-шень» — «чело-век-корень»: (По личным записям, из двухлетнего путешествия по Азии) // Русский инвалид. 1903. № 214. С. 2–3.
Гу, Ю 2007 — 顾观光(清), 于童蒙编译.神农本草经. 哈尔滨: 哈尔滨出版社, 2007. 244 页. (Гу Гуаньгуан (династия Цин), Ю Тунмэн. Травник Шэнь-нуна. Харбин: Изд-во Харбина, 2007).
Змеиный жасмин — Змеиный жасмин. URL: https://www.flowersofindia.net/catalog/ slides/Snake%20Jasmine.html (дата обращения: 12.05.2024).
Кляус 2015 — Кляус В. Л. «Русское Трёхречье» Маньчжурии: Очерки фольклора и традиционной культуры. М.: ИМЛИ РАН, 2015.
Лю 1957 — 刘思平. 长白山人参的传说. 北京:通俗文艺出版社, 1957. 70页. (Лю Сыпин. Чанбайшаньские легенды о женьшене. Пекин: Изд-во популярной литературы и искусства, 1957).
Лю 1987 — 李澍田主编. 刘建封撰(清). 长白丛书 长白山江岗志略. — 长春: 吉林文史出 版社, 1987. 页. 279–435 / (Под ред. Ли Шутяня. Написано Лю Цзяньфэном (династия Цин). Серия Чанбайшань: Летописи рек и гор в Чанбайшане. Чанчунь: Изд-во литературы и истории Цзилиня, 1987. С. 279–435).
Маак 1861 — Маак Р. К. Путешествие в долине реки Уссури: В 2 т. Т. 2. СПб.: Тип. В. Безобразова и компании, 1861.
Максимов 1864 — Максимов С. В. На востоке. Поездка на Амур (в 1860–1861 годах): Дорожные заметки и воспоминания. СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1864.
Рифтин 1959 — Китайские народные сказки / Пер. с кит. Б. Рифтина. 2-е изд., доп. М.: Гослитиздат, 1959.
Сюй 2018 — 许慎. 说文解字. — 北京:研究 出版社, 2018. 236 页 (Сюй Шэнь. Происхождение китайских иероглифов. Пекин: Исследовательская пресса, 2018).
Фусунские легенды о женьшене 1962 — 抚 松县文联编. 抚松人参故事选. 1962. 138页. (Фусунские легенды о женьшене / Под ред. Федерации литературных и художественных кругов округа Фусун, 1962).
Исследования
Ван 2017 — 王德富. 人参文化之人参故事 // 人参研究. 2017. № 2. 页. 60–64 (Ван Дэфу. Культура женьшеня — истории о женьшене // Исследования женьшеня. 2017. № 2. С. 60–64).
Гао 2018 — 高莹《长白山江岗志略》研究. –北京: 长春. — 47页. (Гао Ин. Исследование «Летописи рек и гор на горе Чанбайшань». Чанчунь, 2018).
Забияко 2011 — Забияко А. А. Мифология дальневосточного фронтира в сознании писателей-эмигрантов // Религиоведение. 2011. № 2. С. 154–170.
Забияко, Е Янян 2023 — Забияко А. А., Е Янян. «Чудо-корешок» женьшень: от китайских легенд к художественной этнографии дальневосточных писателей (В. К. Арсеньев, Н. А. Байков и др.) // Русская словесность. 2023. № 2. С. 93–106.
Забияко, Е Янян 2023 — Забияко А. А., Е Янян. Именования женьшеня народами Северо-Востока Китая: морфология фитолатрии // Религиоведение. 2023. № 2. С. 111–122.
Забияко, Чжао Хайбо 2024 — Забияко А. А., Чжао Хайбо. Религиозные традиции китайских трудовых артелей Маньчжурии (середина XIX — начало XX в.) // Религиоведение. 2024. № 2. С. 62–76.
Сунь, Ван 1994 — 孙文采,王嫣娟. 中国人参文化. –北京: 新华出版社, 1994. 391页 (Сунь Вэньцай, Ван Яньцзюань. Культура китайского женьшеня. Пекин: Изд-во Синьхуа, 1994).
Тянь 2004 — 田子馥. 《闯关东》的由来及 其历史贡献 // 东北史地. 2004. № 7. 页. 21–28 (Тянь Цзыфу. Происхождение и исторический вклад «Перехода в Гуаньдун» // История и география Северо-Востока. 2004. № 7. С. 21–28).
Фань 2016 — 范立君. 闯关东历史与文化研究. — 北京:社会科学文献出版社, 2016. 233 页. (Фань Лицзюнь Исследования по истории и культуре перехода в Гуаньдун. Пекин: Изд-во по общественным наукам, 2016).
Цзинь, Чжан, Тянь 2007 — 金凤杰,张波,田春健. 刘建封:长白山人参故事的第一搜 集人//人参研究. 2007. № 3. 页. 47–48 (Цзинь Фэнцзе, Чжан Бо, Тянь Чуньцзянь. Лю Цзяньфэн: первый собиратель истории о женьшене горы Чанбайшань // Исследование женьшеня. 2007. № 3. С. 47–48).
Е Янян. Образ женьшеня в фольклоре жителей Маньчжурии начала XX в. // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 4. С. 22–32.