Образ саамов как ведьм и фейри в британской традиции

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
саамы, эвгемеризм, ведьмы, фейри, низшая мифология, пикты, Викторианская эпоха
Автор
Д.А. Трынкина
Сведения об авторе
Дарья Александровна Трынкина
https://orcid.org/0000-0001-6432-204X
Кандидат исторических наук, ученый секретарь Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-00-19; e-mail: uwwalo@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2020.21.1.007
Аннотация

Автор статьи предпринимает попытку обнаружить истоки ассоциации саамов с мифологическими персонажами в британской культуре XII–XIX вв. и останавливается на двух важных этапах развития этих представлений. Во время первого этапа появились предпосылки для формирования образа саамов как ведьм, что было зафиксировано в шекспировской «Комедии ошибок». Утверждается, что этот образ был основан на традиционных письменных источниках, научной демонологии, народных верованиях оркнейцев и шетландцев и связан с расширением контактов британцев со скандинавскими моряками и, вероятно, самими саамами.

Второй этап — изменение образа саамов ко времени сэра Вальтера Скотта. Рационализация народных верований в эпоху Просвещения, общей целью которой было объяснить само происхождение народной мифологии, привела к объединению саамов с абстрактными мифологическими персонажами. Эта эвгемеристическая интерпретация, также соотносившая пиктов с мифологическими персонажами пехами и пикси, процветала в викторианской фольклористике, пока не подверглась резкой критике со стороны Эдварда Тайлора и других ведущих фольклористов. 

Список литературы

Sources

Abercromby J. (1895) The Earliest List of Russian Lapp Words. Suomalais-Ugrilaisen Seuran. Aikakauskirja. Journal de la Scoietee Finno-Ougrienne. 1895. XIII. Pp. 1–8.

Bartholin Th. (1689) Antiquitatum danicarum de causis contemptæ a Danis adhuc gentilibus mortis. Copenhagen: Bockenhoffer. Batman vppon Bartholome his booke De proprietatibus rerum, newly corrected, enlarged and amended (1582) URL: https://quod.lib.umich. edu/e/eebo/A05237.0001.001/1:25.179?rgn=div2;  view=fulltext#DLPS988 (retrieved: 12.01.2020).

Burton R. (1857) The Anatomy of Melancholy. Philadelphia: J. W. Moore.

Campbell J. F. (1860) Popular Tales of the West Highlands. Vol. I. Edinburgh: Edmonston and Douglas.

Campbell J. F. (1862) Popular Tales of the West Highlands. Vol. IV. Edinburgh: Edmonston and Douglas.

Congreve W. (1704) Love for Love. A Comedy. London: J. Tonson.

Dennison W. T. (1891) Orkney Folk-Lore. Sea Myths. In: Scottish Antiquary. Vol. V. Edinburgh: Edinburgh University Press. Pp. 167–171.

Dryden J. (1970) An Evening’s Love, or the Mock Astrologer. In: The Works of John Dryden. Vol. X. Berkeley: UCAP. Pp. 195–314.

Fletcher G. (1591) Of the Russe Common Wealth. London: Th. Dawson.

Grimm J. (1878) Deutsche Mythologie. B. III. Berlin: F. Dümmlers Verlagsbuchhandlung. Hibbert S. (1891) A Description of the Shetland Islands. Lerwick: T. & J. Manson.

Higden R. (1865–1886) Polychronicon Ranulphi Higden maonachi Cestrensis; together with the English translations of John Trevisa and of an unknown writer of the fifteenth century. URL: https://quod.lib.umich.edu/c/cme/AHB 1341.0001.001/1:3.31?rgn=div2; view=fulltext (retrieved: 12.01.2020).

La Mottraye A. de (1732) A. de La Motraye’s Travels through Europe, Asia, and into Parts of Africa. Vol. II. London: E. Symon.

Mallet P. (1770) Northern Antiquities: or, A Description of the Manners, Customs, Religion and Laws of the Ancient Danes, and Other Northern Nations. Vol. II. London: T. Carnan and Co.

Olaus Magnus (1996) A Description of the Northern Peoples, 1555. Vol. I. London: The Hakluyt Society.

Reid Tait E. S. (1951) Shetland Folk Tales. In: Shetland Folk Book. Vol. II. Ed. by E. S. Reid Tate. Lerwick; Shetland: Shetland Times. Pp. 1–16.

Saxby J. M. E. (1932) Shetland Traditional Lore. Edinburgh: Grant & Murray.

Saxo Grammaticus (1894) The First Nine Books of the Danish History of Saxo Grammaticus. London: D. Nutt.

Scheffer J. (1674) The History of Lapland: Wherein are Shewed the Original, Manners, Habits, Marriages, Conjurations, & c. of That People. Oxford: George West & Amos Curtein.

Scott W. (1803) Minstrelsy of the Scottish Border. Vol. II. Edinburgh: J. Ballantyne. Shakespeare W. (1819) The Comedy of Errors, in Five Acts. London: Simpson Low.

Snorri Sturluson (2009) Heimskringla: History of the Kings of Norway. Transl. with introduction and notes by Lee M. Hollander. Austin: University of Texas Press.

Spence J. (1899) Shetland Folk-Lore. Lerwick: Johnson & Greig.

Teit J. A. (1918) Water-Beings in Shetlandic Folk-Lore, as Remembered by Shetlanders in British Columbia. The Journal of American Folklore. 1918. Apr. —  Jun. Vol. 31. No. 120. Pp. 180–201.

Thormod Torfæus (1715) Historia Hrolfi Krakii. Havniӕ: Apud Hieron. Christ. Paulli: Reg. Universit. Bibliopolam.

Wilson D. (1851) The Archaeology and Prehistoric Annals of Scotland. Vol. I. Edinburgh: Sutherland & Knox.

Ziegler J. (1532) Schondia. Quae intus continentur Syria, ad Ptolomaici operis rationem. Strasbourg: P. Schöffer.

 

References

Hagen R. B. (2014) Witchcraft and Ethnicity: A Critical Perspective on Sámi Shamanism in Seventeenth-Century Northern Norway. In: Writing Witch-Hunt Histories: Challenging the Paradigm. Ed. by M. Nenonen, R. M. Toivo. Leiden: Brill. Pp. 141–166.

Pálsson H. (1999) The Sami People in Old Norse Literature. Nordlit: Arbeidstidsskrift i litteratur. 1999. No. 5. Pp. 29–53.

Maxwell-Stuart P. G. (2001) Witchcraft in Europe and the New World, 1400–1800. New York: Palgrave.

Meriot C. (1984) The Saami Peoples from the Time of the Voyage of Ottar to Tomas von Westen. Arctic. 1984. Vol. 37. No. 4. Pp. 373–384.

Monter E. W. (1993) Scandinavian Witchcraft in Anglo-American Perspective. In: Early Modern European Witchcraft: Centres and Peripheries. Ed. by B. Ankarloo, G. Hemmingsen. Oxford: Oxford University Press. Pp. 425–434.

Moyne E. J. (1981) Raising the Wind: The Legend of Lapland and Finland Wizards in Literature. Newark: University of Delaware Press.

Mundal E. (1996) The Perception of the Saamis and Their Religion in Old Norse Sources. In: Shamanism and Northern Ecology. Ed. by J. Pentikäinen. Berlin; New York: Mouton de Gruyter. Pp. 97–116.

Page R. I. (1962–1965) Lapland Sorcerers. In: Saga-Book of the Viking Society. Vol. XVI. London: Viking Society for Northern Research. Pratt C. (2007) An Encyclopedia of Shamanism. Vol. 1. New York: Rosen Publishing Group.

Ramsay G. D. (1957) English Overseas Trade during the Centuries of Emergence. London: Macmillan.

Seaver K. A. (1996) The Frozen Echo: Greenland and the Exploration of North America ca. A. D. 1000–1500. Stanford: Stanford University Press.

Silver C. G. (1999) Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness. Oxford: Oxford University Press.

Talbot A. (2010) “The Great Ocean of Knowledge”: The Influence of Travel Literature on the Work of John Locke. Leiden: Brill.

Wawn A. (2002) The Vikings and the Victorians: Inventing the Old North in Nineteenth-Century Britain. Cambridge: D. S. Brewer.

Whitaker I. (1983) Late Classical and Early Medieval Accounts of the Lapps (Sami). Classica et Mediaevalia. 1983. Vol. 34. Pp. 283–303.

Whitaker I. (1980) Tacitus’ “Fenni” and Ptolemy’s “Phinnoi”. The Classical Journal. 1980. Vol. 75. No. 3. Pp. 215–224.

Wilby E. (2013) “We Mey Shoot Them Dead at Our Pleasur”: Isobel Gowdie, Elf Arrows and Dark Shamanism. In: Scottish Witches and WitchHunters. Ed by J. Goodare. London: Palgrave Macmillan. Pp. 140–158.

Willan T. S. (1956) The Early History of the Russia Company, 1553–1603. Manchester: Manchester University Press.

Zins H. (1972) England and the Baltic in the Elizabethan Era. Manchester: Manchester University Press.

Для цитирования

Трынкина Д. А. Образ саамов как ведьм и фейри в британской традиции // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 103–113.