Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова: Российская Федерация, 432700, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, д. 4;
тел.: +7 (8422) 44-11-58; e-mail: matlin@mail.ru
Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда — проект № 13–04–00254.
В статье рассматривается своеобразие изображения русского народного свадебного обряда и уникального праздника, получившего в Западной Европе условное название «праздник слуг», в очерке Н. М. Карамзина «Сельский праздник и свадьба». В нем писатель не дает описания обобщенной свадебной традиции отдельного региона, а воспроизводит детали конкретного свадебного обряда, который он наблюдал лично. Такой принцип фиксации народной свадьбы стал одним из самых распространенных в России в середине XIX в. Карамзин тщательно отмечает не только обрядовые комплексы, но и отдельные акты, песенные и прозаические тексты с точным указанием, в каких конкретных обрядовых ситуациях и кем они исполняются. Уникальность данного описания свадьбы еще и в том, что этнографизм сочетается здесь с точной передачей индивидуальных эмоциональных состояний ее участников, прежде всего невесты. «Праздник слуг», который завершает праздник в поместье, был нехарактерен для русской традиционной культуры. Вероятнее всего, он возник в данном поместье под влиянием английской традиции, которая еще существовала в конце XVIII в. в Англии. Все это делает очерк по-прежнему важным для истории русской фольклористики как одно из первых описаний народной свадьбы. В нем можно видеть некоторые характерные особенности процесса взаимодействия литературы и фольклора в русской прозе XVIII в. Он также помогает лучше понять роль фольклорного и этнографического материала в художественном воплощении социально-этического идеала Н. М. Карамзина.
Агапкина 2009 — Агапкина Т. А. Покров // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). М., 2009. С. 127–128.
Берков 1952 — Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952.
Виноградов 1961 — Виноградов В. В. «Сельский праздник и свадьба»: Неизвестное письмо Карамзина к другу из деревни Благополучной // Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. C. 339–365.
Диттрич 2007 — Диттрич Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М., 2007.
Ельницкий 1946 — Ельницкий Л. А. О социальных идеях Сатурналий // Вестник древней истории. 1946. № 4. С. 55–65.
Карамзин 1791 — Карамзин Н. М. Сельский праздник и свадьба. Письмо к… // Московский журнал. 1791. Ч. 1. Кн. 3. Месяц март. С. 292–308.
Карнавал на Тенерифе — Карнавал на Тенерифе // Канарские острова. Турагентство по Испании. URL: http://kanarskie-ostrova.ru/ otdih/97-karnaval-na-tenerife.html (дата обращения: 04.12.2014).
Кислягина 1976 — Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785–1803 гг.) / Под ред. проф. И. А. Федосова. М., 1976.
Макробий 2013 — Макробий Ф. Сатурналии / Пер. с лат. и древнегреч. В. Т. Звиревича; Общ. ред., сост., вступ. ст. М. Петровой; Прим. и указатели М. Петровой, В. Т. Звиревича; Прилож. М. Петровой. М., 2013.
Пиксанов 1958 — Пиксанов Н. К. «Бедная Анюта» Радищева и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век. Сб. 3. М., 1958. С. 309–325.
Письма 1993 — Письма Н. М. Карамзина к В. М. Карамзину / Публ. В. Э. Вацуро // Русская литература. 1993. № 2. С. 80–132.
Позднякова 2003 — Позднякова Е. Г. Фольклоризм прозы Н. М. Карамзина: Дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2003.
Handwerk 2013 — Handwerk B. Yuletide Tales: Santa, Singing Mobs, and the Time Christmas Was Canceled // National Geographic. URL: http://news.nationalgeographic.com/news/ 2013/12/131222-science-santa-claus-christmasjesus-pagan-saturnalia-wassail-puritan/ (дата обращения: 04.12.2014).