https://orcid.org/0000-0003-2123-0473
Старший преподаватель кафедры истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета:
ДНР, 83001, г. Донецк, ул. Желанная, д. 32; тел.:
+ 380 (71) 375-97-89; e-mail: o.shepelyova@gmail.com
В статье на материале записей международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон в начале XXI в. рассматриваются представления о покойнике, которые функционируют как в похоронно-поминальном обрядовом контексте, так и в снотолковании, демонологии и лечебной практике.
Фольклорный образ покойника является одним из наиболее распространенных на Верхнем Дону. Полевой материал показал, что его специфика зависит от функционального контекста, который влияет на внешнюю и сущностную характеристику покойника, а также определяет характер его взаимоотношений с родственником. Материал в статье выстроен с учетом последовательности событий (смерть — сны/явления), что также связано с функциональным контекстом: покойник является во сне и просит о необходимой ему вещи после «ритуальной ошибки» во время погребения, а «живой» мертвец ходит и уводит человека, который по нему тоскует и не может его отпустить.
Особое внимание в статье уделяется образу «живого» мертвеца. Так, на Верхнем Дону этот демонологический персонаж не всегда соответствует типу мифологического любовника. В архиве экспедиций есть записи о тоске не только по мужу, но и кровному родственнику (родитель и ребенок, сестринская связь).
Источники и материалы
Тимофеев. МЭ — Материалы международных студенческих фольклорно-этногра- фических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон (Волгоградская и Ростовская области: 2001, 2003, 2005–2007, 2010–2012 гг.) / Под общ. ред. П. Т. Тимофеева. Донецк: Юго-Восток, 2013.
ФА ДонНУ — Фольклорный архив кафедры истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета
Исследования
Козлова 2006 — Козлова Н. К. Восточно- славянские мифологические рассказы о змеях. Систематика. Исследование. Тексты: Монография. Омск: Изд. дом «Наука», 2006. URL: http://svitk.ru/004_book_book/15b/3317_ kozlova-o_zmeyah.php (дата обращения: 16.02.2020).
Корепова 2007 — Корепова К. Е. Покойник //
Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья. СПб.: Тропа Троянова, 2007. С. 141–145.
Котельникова 2008 — Котельникова Н. Е. Мифологическая проза // Традиционная культура Муромского края. Экспедиционные, архивные, аналитические материалы: В 2 т. Т. 1. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2008. С. 457–462.
Левкиевская 1999 — Левкиевская Е. Е. Змей огненный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать — брать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толс- того. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 332–333.
Левкиевская 2012а — Левкиевская Е. Е. «Ходячий» покойник // Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. ХХ века: В 4 т. Т. 2: Демонологизация умерших людей / Сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. С. 273–281.
Левкиевская 2012б — Левкиевская Е. Е. Покойник // Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. ХХ века: В 4 т. Т. 2: Демонологизация умерших людей / Сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. С. 90–95.
Левкиевская 2020 — Левкиевская Е. Е. Летающий змей // Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. ХХ века. В 4 т. Т. 4: Духи домашнего и природного пространства. Нелокализованные персонажи / Сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. М.: Изд. дом ЯСК, 2020. С. 434–437.
Сафронов 2016 — Сафронов Е. В. Сновидения в традиционной культуре: Исследования и тексты. М.: Лабиринт, 2016.
Шепелева О. А. Образ покойника в народных представлениях на Верхнем Дону // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 149–157.