Образ березы в фольклорной картине мира: к интерпретации одной коми загадки

Альманах
Ключевые слова
дерево, береза, фольклор коми, загадки, антропоморфное кодирование
Автор
С.Г. Низовцева
Сведения об авторе
Светлана Григорьевна Низовцева
https://orcid.org/ 0000-0003-4197-1850
Научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми научный центр УрО РАН: Российская Федерация, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26;
тел.: +7 (8212) 20-17-02; e-mail: svetlananiz@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.3.007
Благодарность

Работа выполнена в рамках плановой темы НИР «Поэтика фольклора народов Европейского Севера России в синхронии и диахронии» (рег. № 121051400044–2).

Аннотация

В статье рассматривается образ дерева в традиционной культуре и фольклоре народа коми. Образ дерева формируется разными признаками, которые исследователями часто объединяются в семантические оппозиции, обусловленные реальными и «культурными» свойствами деревьев: вечнозеленый — листопадный, плодовый — неплодовый, благословленный — проклятый, чистый — нечистый, одушевленный — неодушевленный, мужской — женский и др. Береза — один из наиболее распространенных дендрарных образов в обрядности и фольклоре разных народов, в том числе у коми-зырян. Рассмотрим, как реализуется образ березы в рамках отдельных семантических признаков в жанре загадки. Особое внимание уделяется анализу одного распространенного «сюжета» коми загадки о березе со снятой берестой в сравнительной типологии с текстами загадок других финно-угорских и русской традиций. Функциональное свойство дерева, связанное с добыванием и заготовкой коры, стало самым значимым признаком березы и отразилось в многочисленных вариантах загадок коми в образе дерева со снятой берестой. В традиции загадывания коми этот образ реализуется через антропоморфное кодирование и наделяется мужской символикой, в частности, метафорическая репрезентация березы закрепилась в загадках через образ человека/ мужчины в красных штанах, а семантическая интерпретация может проявляться на разных уровнях, как бытовом, так и мифологическом. Очень близкие к коми «сюжеты» и образы обнаружились в хантыйской и мансийской традициях загадывания.

Список литературы

Источники и материалы

Китиков 1967 — Марийские народные загадки / Сост. А. Е. Китиков. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1967.

Колегова, Бараксанов 1980 — Колегова Н. А., Бараксанов Г. Г. Среднесысольский диалект коми языка. М.: Наука, 1980.

КНП 1995 — Микушев А. К., Чисталев П. И., Рочев Ю. Г. Коми народные песни. Т. 3: Вымь и Удора. 2-е изд. Сыктывкар; М.: Моск. писатель, 1995.

Кудряшова 1993 — Коми народные приметы / Сост. В. М. Кудряшова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993.

Лыткин 1889 — Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб.: Тип. Импер. академии наук, 1889.

Митрофанова 1986 — Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. М.: Современник, 1986.

Нёмысова, Каюкова 2007 — Нёмысова Е. А., Каюкова Л. Н. Хантыйские загадки (казымский и сургутский диалекты). Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

НМ РК — Национальный музей Республики Коми (Фольклорное собрание): КП‑12483. Фольклор коми учащихся педтехникума (1934– 1935); КП‑12482. Фольклор коми учащихся педтехникума (1935); КП‑12481. Фольклор коми учащихся педтехникума (1934–1935); КП‑12495. Фольклор коми учащихся педтехникума. Фольклор Летского района (1928–1929).

Перевозчикова 1982 — Удмуртский фольклор. Загадки / Сост. Т. Г. Перевозчикова. Ижевск: Удмуртия, 1982.

Плесовский 1983 — Коми пословицы и поговорки / Сост. Ф. В. Плесовский. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983.

Садовников 1959 — Загадки русского народа: Сб. загадок, вопросов, притч и задач / Сост. Д. И. Садовников. М.: Изд-во Моск. унта, 1959.

Самородов 1968 — Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 4. Кн. 2: Мордовские загадки / Предисл., зап. текстов, пер. на рус. яз., послесл., прим. и указ. К. Т. Самородова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968.

Слинкина 2002 — Загадки мансийские (вогульские) / Авт.-сост. Т. Д. Слинкина; Науч. ред. Е. И. Ромбандеева. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002.

Устные предания 1996 — Устные предания о Стефане Пермском (подгот. О. А. Хвостикова) // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: (К 600-летию со дня представления Стефана Пермского): Исследования и материалы / Отв. ред. А. Н. Власов. Сыктывкар: СГУ, 1996.

Fokos 1913 — Fokos D. Zürjen Nepkölteszetі Mutatuanyok. Budapest, 1913.

Redei 1978 — Redei K. Zyrjan Folklore Texts / K. Redei. Budapest: Akademiai Kiado, 1978.

 

Исследования

Агапкина 2019 — Агапкина Т. А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

Андреева, Худобина, Шипёц 2019 — Андреева Л. А., Худобина О. Ф., Шипёц К. Цветообозначения в мансийских загадках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 9. С. 175–179.

Ваганова, Рогачев 2022 — Ваганова Е. Н., Рогачев В. И. Мифопоэтика растительного кода в традиционной культуре мордовского народа // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16. № 1. С. 57–71.

Виноградова, Усачева 1993 — Виноградова Л. Н., Усачева В. В. Из словаря «Славянские древности»: Береза // Славяноведение. 1993. № 6. С. 9–21.

Виноградова, Усачева 1995 — Виноградова Л. Н., Усачева В. В. Береза // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. T. 1: А — Г / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. С. 156–160.

Владыкина 2012 — Владыкина Т. Г. Символика березы в удмуртской свадебной обрядности // Вестник Вятского гуманитарного университета. 2012. № 4 (1). С. 96–98.

Владыкина, Кириллова 2017 — Владыкина Т. Г., Кириллова Л. Е. «Именные деревья» (нимтуло писпу) в микротопонимии удмуртов // Научный диалог. 2017. № 11. С. 232–246.

Воолайд 2020 — Воолайд П. Наименования и символика цвета в эстонских загадках // Миссия выполнима — 2: Перспективы изучения фольклора: взгляд из Беларуси и Эстонии / Сост. Т. Володина, М. Кыйва. Минск: Беларуская навука, 2020. С. 282–308.

Голева 2011 — Голева Т. Г. Дерево — человек: сравнительные параллели в мировоззрении коми-пермяков // От конгресса к конгрессу: Матер. Второго Всерос. конгр. фольклористов: Сб. докл. Т. 2. М.: ГРЦРФ, 2011. С. 148–156.

Голубкова 2017 — Голубкова О. В. Символика дерева и металла в традиционной культуре коми // Баландинские чтения. 2017. Т. XII. № 1. С. 74–78.

Колосова 2015 — Колосова В. Б. Береза в славянской духовной культуре и быту // Береза: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Н. Казанский и В. Т. Ярмишко. СПб.: Наука, 2015. С. 33–82.

Конаков 1996 — Конаков Н. Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1996.

Конаков 1999а — Конаков Н. Д. Кыдз [Береза] // Мифология коми. Т. 1 / Рук. авт. колл. Н. Д. Конаков; Науч. ред. В. В. Напольских. М.; Сыктывкар: ДиК, 1999. С. 221–222.

Конаков 1999б — Конаков Н. Д. Олыся [Домовой] // Мифология коми. Т. 1 / Рук. авт. колл. Н. Д. Конаков; Науч. ред. В. В. Напольских. М.; Сыктывкар, 1999. С. 264–266.

Конаков 1999в — Конаков Н. Д. Ас пу [Свое дерево] // Мифология коми. Т. 1 / Рук. авт. колл. Н. Д. Конаков; Науч. ред. В. В. Напольских. М.; Сыктывкар: ДиК, 1999. С. 85.

Конаков 1999г — Конаков Н. Д. Пу [Дерево] // Мифология коми. Т. 1 / Рук. авт. колл. Н. Д. Конаков; Науч. ред. В. В. Напольских. М.; Сыктывкар: ДиК, 1999. С. 317–318.

Конкка 2013 — Конкка А. П. Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2013.

Конкка 2018 — Конкка А. П. Ель с золотой вершиной, или Дерево предков (материалы по карельской мифологии и обрядности) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 7 (176). С. 113–121.

Конкка 2019 — Конкка А. П. Деревья в карельской мифологии и обрядности: береза // Рябининские чтения‑2019: Матер. VIII конф. по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 88–90.

Коровина 2013 — Коровина Н. С. Типология взаимодействия коми и русских волшебных сказок (сюжетный состав, художественно-стилевая структура). Сыктывкар: Ред.-изд. отд. ИЯЛИ Коми НЦ, 2013.

Кудряшова 1988 — Кудряшова В. М. Отражение древнего мировоззрения в коми паремиях. Сыктывкар: Коми НЦ УрО АН СССР, 1988. (Научные доклады / Коми НЦ УрО РАН; Вып. 198).

Несанелис 1990 — Несанелис Д. А. Ритуал и детская игра в традиционной культуре коми // Традиционная духовная культура народов Европейского Севера: ритуал и символ: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар: СГУ, 1990. С. 15–25.

Низовцева 2017 — Низовцева С. Г. Поэтика загадок коми: к вопросу о фольклорных формулах // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. Вып. 2. С. 36–52.

Романова 1976 — Романова Г. Н. Берестяные изделия коми // Этнография и фольклор коми. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1976. С. 96–106 (Труды Института языка, литературы и истории; № 17).

Уляшев 2011 — Уляшев О. И. Хроматизм в фольклоре и мифологических представлениях пермских и обскоугорских народов. Екатеринбург: УрО РАН, 2011.

Усачева 2010 — Усачева В. В. Судьба благословенных и проклятых деревьев в традиционной культуре славян // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2010. № 1. С. 130–163.

Худобина, Андреева 2021 — Худобина О. Ф., Андреева Л. А. Сопоставительный анализ семантики колоронима «красный» в хантыйских, мансийских и русских загадках // Филологический аспект: Междунар. науч.-практ. журнал. 2021. № 02 (70). С. 129–134. URL: https://scipress. ru/philology/articles/sopostavitelnyj-analizsemantiki-koloronima-krasnyj-v-khantyjskikhmansijskikh-i-russkikh-zagadkakh.html (дата обращения: 28.02.2021).

Шарапов 1993 — Шарапов В. Э. Береза, сосна и ель в традиционном мировоззрении коми // Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока европейской части России. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, ИЯЛИ, 1993. С. 126–147.

Шарапов 1999 — Шарапов В. Э. Вожа пу (Развилистое дерево) // Мифология коми. Т. 1 / Рук. авт. колл. Н. Д. Конаков; Науч. ред. В. В. Напольских. М.; Сыктывкар: ДиК, 1999. С. 110–111.

Шарапов 2001 — Шарапов В. Э. Деревья в погребально-поминальной обрядности коми // Атлас Республики Коми. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. С. 206.

Шарапов 2006 — Шарапов В. Э. Мужское/женское в дендрарной символике обрядов и поверий у коми // XVII Ломоносовские Междунар. чтения. Вып. 2: Поморские чтения по семиотике культуры: Сб. науч. докл. и ст. Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2006. С. 192–199.

Шутова 2011 — Шутова Н. И. Дерево в традиционном удмуртском мировоззрении // Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. № 2. С. 56–71.

Chuvyurov 2004 — Chuvyurov A. Trees in Komi (Zyrian) Rituals and Beliefs // Pro Ethnologia. 2004. № 18: Culture and Environments. P. 69–86.

 

Для цитирования

Низовцева С. Г. Образ березы в фольклорной картине мира: к интерпретации одной коми загадки // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 3. С. 99–109.