Кандидат филологических наук, заведующий сектором фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации: Российская Федерация, 125000, г. Москва, Козицкий пер., д. 5; тел.: + 7 (495) 694- 03-71; e-mail: volfs@list.ru
В статье рассматривается проблема сходства в изображении христианского персонажа и происходящих с ним событий в духовном стихе и на иконе. В качестве объекта рассмотрения автор избирает эпизод «спасение в горах» большого стиха о Егории Храбром, присутствующий в компактной группе севернорусских вариантов, записанных в Поморье и на Пинеге. На первый план в статье выходит уже ставший традиционным для отечественной фольклористики вопрос о многомерности образа Георгия — Егория Храброго в русской культуре.
Автор проверяет гипотезу А. В. Рыстенко о том, что истоки анализируемого эпизода следует искать в протоевангелии Иакова, и делает вывод, что благодаря использованию соответствующих глав протоевангелия и откликавшихся на них текстов и изображений севернорусская редакция стиха приходит к необычному соединению двух житийных легенд — о Предтече и Крестителе Иоанне и о великомученике Георгии. Такое соединение возможно благодаря особому типу мышления — символическому параллелизму, типичному для христианского искусства (и средневекового христианства в целом), согласно которому взаимосвязанные по своей сути события могли изображаться рядом и даже подменять друг друга. Таким образом, время появления на Русском Севере специфической разновидности стиха о Егории Храбром, включающей эпизод «спасение в горах», может быть соотнесено с распространением развивающей обозначенную тему иконографии (спасение в горах Елизаветы и младенца Иоанна). Специальное внимание уделено иконам «северных писем», в композиции которых присутствуют эпизоды, отзывавшиеся на соответствующие главы протоевангелия Иакова.
Астафьева 1998 — Астафьева Л. А. Записи А. В. Маркова на Терском берегу Белого моря // Фольклор Севера: Региональная специ- фика и динамика развития жанров: Исследования и тексты. Архангельск, 1998. С. 26–38.
Безсонов 1861 — Калеки перехожие: Сб. ст. и исследование П. А. Безсонова. М., 1861. Вып. 2.
БЛДР 1997 — Хождение игумена Даниила /
Подгот. текста, пер. и коммент. Г. М. Прохорова // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4: XII век. С. 26–117, 584–599.
Бродовая 2004 — Бродовая Ю. В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI — первой половины XVII веков (предварительные наблюдения) // Аспирантский сб. / ГИИ. Вып. 2. М., 2004. С. 3–30.
Буслаев 1861 — Буслаев Ф. И. Византийская и древнерусская символика по рукописям от XV до конца XVI в. // Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Сочинения Ф. И. Буслаева. СПб., 1861. Т. II. С. 199–215.
Веселовский 1880 — Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов: II. Св. Георгий в легенде, песне и обряде // Сб. отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1880. Т. XXI. № 2.
Григорьев 2002 — Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т. / Под ред. А. А. Горелова. СПб., 2002. Т. 1.
Ерминия 1868 — Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, сост. иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701–1733 гг. / Пер. еп. Порфирия (Успенского). Киев, 1868.
Иванова 2012 — Иванова Т. Г. Былины на Пинеге: IV. Пинежская былинная традиция // Былины Пинеги. Т. 7. СПб.; М., 2012. С. 69–108. (Свод русского фольклора: Былины. В 25 т.).
Иконы Русского Севера 2007 — Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: В 2 т. / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова при участии Т. М. Кольцовой, Л. В. Нерсесяна, А. С. Преображенского. М., 2007. Т. 1.
Кондаков 2006 — Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. М., 2006.
Марков 2002 — Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Маркова / Отв. ред. Т. Г. Иванова; подгот. изд. С. Н. Азбелева, Ю. И. Марченко. СПб., 2002.
Минея 1799 — Минея [служебная], декабрь. М., 1799. Неизданные материалы 2007 — Неизданные материалы экспедиции Б. М. и Ю. М. Соколовых: 1927–1928: по следам Рыбникова и Гильфердинга: В 2 т. / Вступ. ст., подгот. текстов, науч. коммент. и справ. аппарата В. А. Бахтиной. Т. 1: Эпическая поэзия. М., 2007.
Новиков 2000 — Новиков Ю. A. Книга в семье сказителей Крюковых // Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Матер. респ. школы-семинара (10–13 ноября 1998 г.). Вып. 2. Архангельск, 2000. С. 20–30.
Описание… библиотеки Хлудова 1872 — Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872.
Покровский 2001 — Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001.
Порфирьев 1890 — Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки И. Я. Порфирьева // Сб. отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1890. Т. LII. № 4.
Пропп 1973 — Пропп В. Я. Змееборство Георгия в свете фольклора // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С. 190–208.
Реформатская 1968 — Реформатская М. А. Северные письма. М., 1968. Романов 1891 — Романов Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Витебск, 1891.
Рыстенко 1909 — Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах. Одесса, 1909.
Сахаров 1849 — Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. Т. 2. Кн. 7: Путешествия русских людей. СПб., 1849.
Северные письма 1999 — Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова и Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999.
Соколов 1995 — Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и матер. / Подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Бахтиной. М., 1995. С. 33–121.
Сперанский 1895 — Сперанский М. Н. Славянские апокрифические Евангелия // Труды Восьмого археологического съезда в Москве 1890 г. / Под ред. графини П. С. Уваровой и М. Н. Сперанского. Т. II. М., 1895. С. 38–172.
Сперанский 2002 — Сперанский М. Н. [Переводная литература:] Легенда и апокриф // Сперанский М. Н. История древней русской литературы. СПб., 2002. С. 197–224.
Творогов 1987 — Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече (Крестителе) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I: XI — первая половина XIV в. Л., 1987. С. 418–421.
Топорков 2005 — Топорков А. Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX вв.: История, символика, поэтика. М., 2005.
Устинова 2010 — Устинова Ю. В. Иоанн Предтеча: Иконография. Иконография праздников // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 561–574.
Хлыбова 1994 — Хлыбова Т. В. Стихи о святом Георгии-Егории (семантика, структура, тематическая детализация) и некоторые вопросы истории «текста»: Дис. … канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994.
Хлыбова 2000 — Хлыбова Т. В. Святой Георгий на иконе и в духовном стихе // Традиционная культура. 2000. № 2. С. 27–35.