ОБ ИКОНОГРАФИЧНОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХРИСТИАНСКОГО ПЕРСОНАЖА В ФОЛЬКЛОРЕ: К ИСТОКАМ ЭПИЗОДА «СПАСЕНИЕ В ГОРАХ» В БОЛЬШОМ СТИХЕ О ЕГОРИИ ХРАБРОМ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
христианская иконография, апокрифические евангелия, паломническая литература, духовные стихи, христианский персонаж, символический параллелизм
Автор
ФАДЕЕВА Л. В.
Сведения об авторе
ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА ФАДЕЕВА
Кандидат филологических наук, заведующий сектором фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации: Российская Федерация, 125000, г. Москва, Козицкий пер., д. 5; тел.: + 7 (495) 694- 03-71; e-mail: volfs@list.ru
Аннотация

В статье рассматривается проблема сходства в изображении христианского персонажа и происходящих с ним событий в духовном стихе и на иконе. В качестве объекта рассмотрения автор избирает эпизод «спасение в горах» большого стиха о Егории Храбром, присутствующий в компактной группе севернорусских вариантов, записанных в Поморье и на Пинеге. На первый план в статье выходит уже ставший традиционным для отечественной фольклористики вопрос о многомерности образа Георгия — Егория Храброго в русской культуре.

Автор проверяет гипотезу А. В. Рыстенко о том, что истоки анализируемого эпизода следует искать в протоевангелии Иакова, и делает вывод, что благодаря использованию соответствующих глав протоевангелия и откликавшихся на них текстов и изображений севернорусская редакция стиха приходит к необычному соединению двух житийных легенд — о Предтече и Крестителе Иоанне и о великомученике Георгии. Такое соединение возможно благодаря особому типу мышления — символическому параллелизму, типичному для христианского искусства (и средневекового христианства в целом), согласно которому взаимосвязанные по своей сути события могли изображаться рядом и даже подменять друг друга. Таким образом, время появления на Русском Севере специфической разновидности стиха о Егории Храбром, включающей эпизод «спасение в горах», может быть соотнесено с распространением развивающей обозначенную тему иконографии (спасение в горах Елизаветы и младенца Иоанна). Специальное внимание уделено иконам «северных писем», в композиции которых присутствуют эпизоды, отзывавшиеся на соответствующие главы протоевангелия Иакова.

Список литературы

Астафьева 1998  — Астафьева Л. А. Записи А. В. Маркова на Терском берегу Белого моря // Фольклор Севера: Региональная специ- фика и динамика развития жанров: Исследования и тексты. Архангельск, 1998. С. 26–38.

Безсонов 1861 — Калеки перехожие: Сб. ст. и исследование П. А. Безсонова. М., 1861. Вып. 2.

БЛДР 1997 — Хождение игумена Даниила / 
 Подгот. текста, пер. и  коммент. Г. М. Прохорова // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4: XII век. С. 26–117, 584–599.

Бродовая 2004 — Бродовая Ю. В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI — первой половины XVII веков (предварительные наблюдения) // Аспирантский сб. / ГИИ. Вып. 2. М., 2004. С. 3–30.

Буслаев 1861 — Буслаев Ф. И. Византийская и древнерусская символика по рукописям от XV до конца XVI в. // Исторические очерки русской народной словесности и  искусства. Сочинения Ф. И. Буслаева. СПб., 1861. Т. II.  С. 199–215.

Веселовский 1880  — Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов: II. Св. Георгий в  легенде, песне и  обряде // Сб. отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1880.  Т. XXI. № 2.

Григорьев 2002 — Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т. / Под ред. А. А. Горелова. СПб., 2002. Т. 1.

Ерминия 1868 — Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, сост. иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701–1733 гг. / Пер. еп. Порфирия (Успенского). Киев, 1868.

Иванова 2012 — Иванова Т. Г. Былины на Пинеге: IV. Пинежская былинная традиция // Былины Пинеги. Т. 7. СПб.; М., 2012. С. 69–108. (Свод русского фольклора: Былины. В 25 т.).

Иконы Русского Севера 2007 — Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: В 2 т. / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова при участии Т. М. Кольцовой, Л. В. Нерсесяна, А. С. Преображенского. М., 2007. Т. 1.

Кондаков 2006 — Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. М., 2006.

Марков 2002 — Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Маркова / Отв. ред. Т. Г. Иванова; подгот. изд. С. Н. Азбелева, Ю. И. Марченко. СПб., 2002.

Минея 1799  — Минея [служебная], декабрь. М., 1799. Неизданные материалы 2007 — Неизданные материалы экспедиции Б. М. и Ю. М. Соколовых: 1927–1928: по следам Рыбникова и Гильфердинга: В 2 т. / Вступ. ст., подгот. текстов, науч. коммент. и  справ. аппарата В. А. Бахтиной. Т. 1: Эпическая поэзия.  М., 2007.

Новиков 2000 — Новиков Ю. A. Книга в семье сказителей Крюковых // Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Матер. респ. школы-семинара (10–13 ноября 1998 г.). Вып. 2. Архангельск, 2000. С. 20–30.

Описание… библиотеки Хлудова 1872  — Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872.

Покровский 2001 — Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001.

Порфирьев 1890 — Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки И. Я. Порфирьева // Сб. отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1890. Т. LII. № 4.

Пропп 1973  — Пропп В. Я. Змееборство Георгия в свете фольклора // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С. 190–208.

Реформатская 1968  — Реформатская М. А. Северные письма. М., 1968. Романов 1891 — Романов Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Витебск, 1891.

Рыстенко 1909  — Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах. Одесса, 1909.


Сахаров 1849 — Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. Т. 2. Кн. 7: Путешествия русских людей. СПб., 1849.

Северные письма 1999 — Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова и Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999.

Соколов 1995  — Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и матер. /  Подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Бахтиной. М., 1995. С. 33–121.

Сперанский 1895 — Сперанский М. Н. Славянские апокрифические Евангелия // Труды Восьмого археологического съезда в Москве 1890 г. / Под ред. графини П. С. Уваровой и М. Н. Сперанского. Т. II. М., 1895. С. 38–172.

Сперанский 2002 — Сперанский М. Н. [Переводная литература:] Легенда и апокриф // Сперанский М. Н. История древней русской литературы. СПб., 2002. С. 197–224.

Творогов 1987  — Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече (Крестителе) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I: XI — первая половина XIV в. Л., 1987.  С. 418–421.

Топорков 2005 — Топорков А. Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX вв.: История, символика, поэтика. М., 2005.

Устинова 2010  — Устинова Ю. В. Иоанн Предтеча: Иконография. Иконография праздников // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 561–574.

Хлыбова 1994 — Хлыбова Т. В. Стихи о святом Георгии-Егории (семантика, структура, тематическая детализация) и некоторые вопросы истории «текста»: Дис. … канд. филол. наук /  МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994.

Хлыбова 2000 — Хлыбова Т. В. Святой Георгий на иконе и в духовном стихе // Традиционная культура. 2000. № 2. С. 27–35.