Кандидат искусствоведения, доцент Арктического государственного института культуры и искусств: 677000, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 4; тел.: +7 (4112) 34 44 60; e-mail: zabpasha2008@gmail.com
В статье ставится проблема изучения фольклорного театра якутов и его функционирования. Он отражает своеобразный мир образов, созданный художественно-выразительными и художественно-изобразительными средствами в особой форме. В фольклорном театре якутов к дотеатральным формам относятся исполнение фольклорных произведений (эпоса олонхо, благословений — алгыс, скороговорок — чабыргах) и ритуально-обрядовые действия (праздник Ысыах, шаманские мистерии-камлания), в которых содержатся следующие театрально-игровые элементы:
• четкая композиционная структура с последовательным развитием действий;
• архитектоника площадки, разделение ее на две части — место для действия и место для зрителей (сцена и зрительный зал);
• установление небольших сооружений, использование различных атрибутов и предметов, обозначающих место и время развертывания действия (как и в театре);
• естественное освещение, которое создает атмосферу происходящего действия на открытой или закрытой площадке;
• музыкальное сопровождение действий: игра на ритуальных или народных музыкальных инструментах, что не только «развивает» действие, но и создает определенную атмосферу;
• создание образа с использованием художественно-выразительных средств — голоса, жестов, мимики, пластики, песен и танцевальных движений; по сути, эти же средства создания образа имеются в арсенале актера профессионального театра.
Фольклорная форма представлена «ролевым» театром олонхо, где характерной чертой исполнения является создание образов в особой песенной форме — монологов и диалогов героев. Каждому персонажу олонхо присущ свой певческий стиль, мелодика песен, способ интонирования, тембровая окраска голоса, посредством которых исполнитель создает конкретный образ. Это своеобразный театральный спектакль, разыгрываемый по ролям (партиям), где сказитель-олонхосут владеет не только техникой пения, но и искусством сценической игры.
Авдеев 1959 — Авдеев А. Д. Происхождение театра. М., 1959.
Богуславская 1986 — Богуславская И. Я. Критическая статья на монографию М. А. Некрасовой «Народное искусство как часть культуры» // Советская этнография. 1986. № 4. С. 160–162.
Веселовский 1940 — Веселовский А. Н. Историческая поэтика / ред., вступ. ст., прим. В. М. Жирмунского. Л., 1940. Гусев 1977 — Гусев В. Е. Истоки русского народного театра: Учебное пособие. Л., 1977.
Гусев 1980 — Гусев В. Е. Русский фольклорный театр ХVIII — начала ХХ века: Учебное пособие. Л., 1980.
Гусев 1983 — Гусев В. Е., Некрылова А. Ф. Русский народный кукольный театр: Учебное пособие. Л., 1983.
Заболоцкая 2009 — Заболоцкая П. Е. Фольклорный театр якутов (опыт историкотеатроведческого исследования). Улан-Удэ, 2009.
Ивлева 1994 — Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
Ивлева 1998 — Ивлева Л. М. Дотеатральноигровой язык русского фольклора. СПб., 1998.
Ксенофонтов 1992 — Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды (публикации 1928–1929 гг.). Якутск, 1992.
Некрылова 2004 — Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVIII — начало ХХ века. СПб., 2004.
Савушкина 1976 — Савушкина Н. И. Русский народный театр. М., 1976.
Серошевский 1896 — Серошевский В. Л. Якуты: Опыт историко-этнографического исследования. СПб., 1896.
Худяков 1969 — Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969.