https://orcid.org/0000-0001-6096-7190
Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Омской лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН:
Российская Федерация, 644024, г. Омск, пр-т Маркса, д. 15;
доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского:
Российская Федерация, 644077, г. Омск, пр-т Мира, д. 55а;
тел.: +7 (3812) 37-17-49; e-mail: seleznev@myttk.ru
ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СЕЛЕЗНЕВА
https://orcid.org/0000-0003-2292-0476
Кандидат исторических наук, доцент, директор Сибирского филиала Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева:
Российская Федерация, 644077, г. Омск, ул. Андрианова, д. 28;
доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского:
Российская Федерация, 644077, г. Омск, пр-т Мира, д. 55а;
тел.: +7 (3812) 67-17-42; e-mail: ir_selez@ mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17–01–00423 «Новые экологические движения России в социальном окружении: взаимодействие с политическими, образовательными, информационными институтами»
В статье проанализирована новая мифология, формирующаяся в эпоху постмодерна и постиндустриального общества. Источниковую базу составляют полевые материалы, собранные в ходе этнографического обследования нового сакрального центра, возникшего в д. Окунево, и идейно(религиозно)-ориентированных экопоселений, получивших распространение на территории Омской области Материалы относятся к XXI в. В фокусе внимания — мифологические мотивы, причудливо интерпретирующие ход истории, в том числе знаковые археологические объекты; мотивы сакрализации власти и национального лидера (президента); осмысление в народном сознании актуального научного процесса, в частности медийного отражения геногеографии, гаплогрупп и других «модных» научных учений. Рассматривается понятие хронотопа новых сакральных пространств. Его основу зачастую составляют археологические объекты, подвергающиеся сакрализации и мифологизации. При этом новая оккультно-мистическая мифология, связанная с археологическими памятниками, является лишь модернизацией весьма архаичных традиционных представлений и архетипов. Анализируется популярный этиологический миф о древнем великом городе на месте нынешнего г. Омска. Социальной базой подобных мотивов является состояние психологической фрустрации в связи с утерей регионами России былой экономической и культурной значимости, централизация и концентрация всех культурных и экономических ресурсов практически только в столицах России, с одновременной маргинализацией остальных территорий.
Относительно процессов взаимовлияния актуальной мифологии и глобальной информационной среды сделан вывод, что современные технологии и сетевая культура создают новые возможности циркуляции информационных потоков. Формирующиеся в массовом сознании неомифологические конструкции популяризуются, творчески перерабатываются и обогащаются в медийном пространстве, а затем возвращаются широким массам в модернизированном виде.
Бахтин 1975 — Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–407.
Виноградов, Громов 2006 — Виноградов В. В., Громов Д. В. Представления о камнях-валунах в традиционной русской культуре // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 125–143.
Головнева, Шмидт 2015 — Головнева Е., Шмидт И. Обращение к вере, утопия и сакральное место (д. Окунево в Западной Сибири) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 291–321.
Доронин 2016 — Доронин Д. Ю. Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 74–104.
Доронин 2016а — Доронин Д. Ю. Белый конь на гребне горы: структура и маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев // Вестник РГГУ. Серия История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12 (21). С. 115–134.
Клейн 2011 — Клейн Л. С. История археологической мысли: В 2 т. Т. 2. СПб., 2011. 626 с.
Матвеев 2016 — Матвеев А. В. С. У. Ремезов. Предчувствие Омска? // Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». 2016. Вып. 13 (22). С. 25–33.
Овчинников 2017 — Овчинников А. В. «Возрождение» Болгара и Свияжска — новейший опыт конструирования исторической памяти // Вестник Пермского университета. Серия История. 2017. № 4 (39). С. 192–201.
Селезнев 2011 — Селезнев А. Г. Старые и новые иеротопии Сибири: технология конструирования религиозной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность. Омск, 2011. С. 123–136.
Селезнев 2014 — Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 41–59.
Селезнев, Селезнева 2013 — Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Ритуальные практики в сибирском исламе: элиты, книги, сны // Традиционная культура. 2013. № 3 (51). С. 120–132.
Селезнев, Селезнева 2017 — Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Археологические памятники и новые сакральные пространства: иеротопия, хронотоп и глобальная информационная среда // Уральский исторический вестник. 2017. № 1 (54). С. 135–143.
Селезнев, Селезнева 2017а — Селезнев А. Г., Селезнева И. А. «Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (Западная Сибирь, Омская область) // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2017. № 4 (16). С. 264–276.
Селезнева 2014 — Селезнева И. А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 59–73.
Тюхтенева 2006 — Тюхтенева С. П. Земля моего сновидения // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 31–37.
Шнирельман 2009 — Шнирельман В. Президенты и археология, или Что ищут политики в древности: далекое прошлое и его политическая роль в СССР и в постсоветское время // Ab Imperio: Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2009. № 1. С. 279–323.
Шнирельман 2014 — Шнирельман В. А. Аркаим и Стоунхендж между прошлым и будущим // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 19–40.
Яшин 2001 — Яшин В. Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 56–67.
Яшин 2014 — Яшин В. Б. Классик археологии и «неклассическая» археология // Vita scientifi cus, или Археолог В. И. Матющенко. Омск, 2014. С. 108–131.
Broz 2009 — Broz L. Substance, Conduct, and History: “Altaian-ness” in the Twenty-First Century // Sibirica. 2009. Vol. 8. № 2. Summer. P. 43–70.
Broz 2011 — Broz L. Spirits, Genes and Walt Disney’s Deer: Creativity in Identity and Archaeology Disputes (Altai, Siberia) // Th e archaeological encounter: anthropological perspective. St. Andrews: Centre for Amerindian, Latin American and Caribbean Studies, University of St. Andrews, 2011. Р. 263–297.
Eade, Katić 2014 — Pilgrimage, Politics and Place-Making in Eastern Europe: Crossing the Bord. Ed. by John Eade, Mario Katić. Farnham, England: Ashgate, 2014. xiv + 187 p.
Halemba 2006 — Halemba A. The Telengits of Southern Siberia: Landscape, Religion and Knowledge in Motion. London: Routledge, 2006.
Halemba 2008 — Halemba A. What does it feel like when your religion moves under your feet? Religion, Earthquakes and National Unity in the Republic of Altai, Russian Federation // Zeitschrift für Ethnologie. 2008. Bd. 133. H. 2. P. 283–299.
Mikhailov 2013 — Mikhailov D. A. Altai Nationalism and Archeology // Anthropology and Archeology of Eurasia. 2013. Fall. Vol. 52. № 2. P. 33–50.
Plets et al. 2013 — Plets G., Konstantinov N., Soenov V., Robinsson E. Repatriation, Doxa, and Contested Heritages: Th e Return of the Altai Princess in an International Perspective // Anthropology and Archeology of Eurasia. 2013. Fall. Vol. 52. № 2. P. 73–98.