Старший преподаватель УНЦСА РГГУ: Российская Федерация, 125993,
г. Москва, Миусская пл., д. 6; тел.: + 7 (495) 250-61-22; e-mail: drambyan@gmail.com
Исследование проводилось в рамках проекта РГНФ 15-01-00445 «Конструирование смысла жизни: реальность и ее восприятие в России и сопредельных странах (социально-антропологическое исследование)», руководитель проф. О. Ю. Артемова, научный консультант акад. В. А. Тишков, в составе коллектива Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ О. Ю. Артемовой, Ю. В. Артемовой, М. И. Драмбяна, при помощи и участии К.У. Бегиашвили и В. В. Новикова.
В статье рассматриваются современные практики жизнеобеспечения нескольких этнических групп, проживающих в горных местностях Северного Кавказа и Закавказья. Речь идет о субкультурных группах в составе грузинского этнического массива: хевсурах, пшавах, тушинах и жителях Нагорного Дагестана. Хевсуры и пшавы проживают в местах традиционного расселения в горах Восточной Грузии, тушины — в Кахетии, в Алазанской долине Республики Грузия, куда они переселились из гор Тушетии. Недалеко от Дербента на равнине проживают аварцы Нагорного Дагестана и табасаранцы, переселенные туда в советское время из горных регионов Южного Дагестана. Материал для статьи был получен автором в результате полевых исследований с начала 2000-х гг. Распад Советского Союза привел к разрыву экономических связей между разными регионами, жители горных поселений лишились возможности использовать равнинные пастбища как из-за возникновения государственных границ, так и с появлением частной собственности на землю. Распад прежних экономических систем привел к сокращению рабочих мест в горах и появлению новых практик жизнеобеспечения, имеющих признаки архаизации. В статье описываются конкретные случаи реальных жизненных стратегий горцев. Несмотря на культурную и политическую разницу между регионами, можно проследить общие тенденции. Советский период, несмотря на пришедшую в горы модернизацию (техническую, социальную и экономическую), оказывал и консервирующее воздействие на многие аспекты хозяйственной жизни горцев. Выдвигается версия о структурном конфликте традиционных экономических систем с экономикой модернизированных обществ.
Артемова 2015 — Артемова О. Ю. В Земо Алвани // Новые гуманитарные исследования. 2015. № 10. URL: http://nrgumis.ru/ articles/1969/
Артемова 2015а — Артемова Ю. А. В Пшави // Новые гуманитарные исследования. 2015. № 10. URL: http://nrgumis.ru/articles/1968/
Бобровников 2004 — Бобровников В. О. Колхозы и ислам в современном Дагестане // Кавказский сборник. 2004. № 1 (33). С. 169–185.
Драмбян 2009 — Драмбян М. И. Ислам как фактор общественной жизни в Республике Дагестан // Этнографическое обозрение. 2009. № 4. С. 42–51.
Драмбян 2015 — Драмбян М. И. В Хевсурети // Новые гуманитарные исследования. 2015. № 10. URL: http://nrgumis.ru/articles/1967/
Драмбян, Казанков 2003 — Драмбян М. И., Казанков А. А. Экология и аборигенные народы // Охрана дикой природы. 2003. № 4а (26). URL:http://www.biodiversity.ru/publications/ odp/archive/26/st02. html
Зиссерман 1879– Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе. СПб., 1879.
Народы России 1994 — Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М., 1994.
Поланьи 2002 — Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. М., 2002.
Рихтер 1930 — Рихтер З. В. В солнечной Абхазии и Хевсуретии. М.; Л., 1930.
Салинз 2009 — Салинз М. Экономика каменного века. М., 2009.