НАРОДНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СОГЛАСИЙ В РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ ПРИКАМЬЯ: БЕГУНЫ (СТРАННИКИ)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
cтарообрядцы-странники, бегуны, история страннического согласия, народная терминология, Пермское Прикамье
Автор
А.В. ЧЕРНЫХ
Сведения об авторе
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕРНЫХ
orcid.org/0000-0002-7670-3912
член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, заведующий сектором этнологических исследований Отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН:
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Ленина, 13а;
e-mail: atschernych@yandex.ru
Благодарность

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 17-31-00008 «Этнокультурное пространство Урала: идентичность, культура, взаимодействие».

Аннотация

В статье на основе архивных и полевых материалов рассматриваются особенности народной терминологии, связанной с обозначением старообрядцев страннического согласия в русских традициях Пермского Прикамья. Изучению терминологии предшествует исторический экскурс, раскрывающий особенности распространения страннического согласия в регионе, характер и специфику его расселения в разных районах Пермского края. При изучении конфессионимов рассматриваются как «внутренние» определения представителей согласия, так и номинации согласия, бытующие у конфессиональных соседей. В исследовании определено, что на территории Пермского Прикамья бытовала многочисленная и разнообразная терминология для обозначения страннического согласия у их конфессиональных соседей, представителей как православного, так и старообрядческого населения разных согласий. Особенности формирования, связи с теми или иными центрами в Пермском Прикамье повлияли и на бытование в том или ином ареале тех или иных номинаций. В юго-западных районах частотным и фиксируемым повсеместно явился термин «голбешники», территория бытования которого распространяется и на сопредельные районы Удмуртской Республики. На большей части территории Пермского Прикамья, прежде всего в Среднем Прикамье, чаще всего для обозначения согласия использовался термин «красноверы». Бытование данных конфессионимов было характерно для тех территорий, в которых сформировался сложный конфессиональный состав населения, а старообрядцы страннического согласия были расселены дисперсно. Для территории верховьев Колвы, где последователи согласия составляли значительное число населения, а район географически был достаточно изолированным, особой терминологии, данной соседним населением, не сложилось. Более десяти других номинаций, фиксируемых в диалектной речи и письменных источниках не имеют чёткого ареала распространения и отмечены, как правило, в единичных записях. Термины, использованные соседним населением для обозначения старообрядцев-странников, этимологически связаны с целым комплексом мифологических и фольклорных представлений о данном согласии.

Список литературы

Агеева 1998 — Агеева Е. А., Левашенко А. В., Стефанович П. С. Странники-«познамы» Нижней Волги (по материалам полевых исследований 1995–1997) // Старообрядчество. История. Культура. Современность. М., 1998. С. 153–154.

Боровик 2003  — Боровик Ю.  В. «Камень претыкания» и  «противогосударственный раскол» (о странниках Пермской губернии в начале ХХ в.) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 5. Екатеринбург. 2003. С. 261–272.

Дутчак 1994 — Дутчак Е. Е. Старообрядческое согласие странников (вторая половина ХIХ — ХХ в.). Дисс. на соискание учёной степени канд. ист. наук. Томск, 1994. [электронный ресурс]. URL.: http://starajavera. narod.ru/dutchakStranniki.html (дата обращения 5.08.2018).

Королёва 2016 — Королёва С. Ю., Беломестнова А. С. «Живёшь ты там одна, к чему?» (из личной переписки уральских старообрядцевбегунов) // Живая старина. 2016. №4. С. 6–10.

Мальцев 1996 — Мальцев А. И. Староверы-странники в  XVIII  — первой половине XIX в. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1996. — 268 с. Мальцев 2006 — Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в ХVIII- начале ХIХ в.: проблема взаимоотношений. Новосибирск: ИД «Сова», 2006. — 572 с.

Машковцев 2000 — Машковцев А. А. Старообрядцы-странники Сарапульского уезда Вятской губернии в конце XIX — начале XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Изд. Музея истории и культуры старообрядчества, 2000. С. 131–141.

Словарь 2010 — Словарь русских говоров Южного Прикамья. Вып. 1. (Абалтус — Кычига) / И. А. Подюков, С. М. Поздеева, Е. Н. Свалова, С. В. Хоробрых, А. В. Черных. Пермь: Перм. гос. пед. Ун-т, 2010. — 456 с.

Сморгунова 2001 — Сморгунова Е. М. Старец Никита Семёнович и догматика бегунства (по рукописям пермской коллекции МГУ) // Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплексного изучения: Материалы научной конференции. Пермь, 2001. С. 87–109.

Сморгунова 2008 — Сморгунова Е. М. Духовница матушка Галина // Русские старообрядцы: язык, культура, история. Сб. статей к ХIV Международному съезду славистов. М., 2008. С. 359–365.

Старообрядчество 1996 — Старообрядчество. Лица, предметы, события и  символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996. — 317 с.

Чагин 1998 — Чагин Г. Н. Старообрядческий мир верховьев Колвы и Печоры в XIXXX вв. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 2. К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции. Екатеринбург, 1998 С. 258–272.

Чагин 2002 — Чагин Г. Н. Старообрядческий мир верховьев Колвы и Печоры ХIХ — ХХ  вв. // Чагин Г. Н. Этносы и  культуры на  стыке Европы и  Азии. Пермь. 2002. С. 298–312.

Черных 2001 — Черных А. В. Старообрядчество южных районов Пермской области в контексте этнокультурной истории // Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения. Материалы научной конференции. Пермь, 2001. С. 133–158.

Черных 2015  — Черных А.  В. Старообрядцы Пермского Прикамья: опыт межконфессионального взаимодействия // Уральский исторический вестник. 2015. № 2 (47). С. 125–132.

Шилов 2001 — Шилов А. В. Отчёты о состоянии раскола в  Пермской епархии как источник истории старообрядчества (по материалам РГИА) // Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения. Материалы научной конференции. Пермь, 2001. С. 79–86.