Музыка и шаманизм: основные методологические подходы в современной антропологии и музыкознании

Альманах
Ключевые слова
музыка, шаманизм, методология, исследовательские подходы
Автор
Г.Б. Сыченко
Сведения об авторе
Галина Борисовна Сыченко
https://orcid.org/0000-0002-4831-2260
Кандидат искусствоведения, доцент, независимый исследователь:
Российская Федерация, г. Новосибирск; e-mail: sytchenko@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.1.001
Благодарность

Статья подготовлена в  рамках проекта № 19–112–50214, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (конкурс «Экспансия», 2019)

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основных подходов к изучению музыки в  шаманизме, сложившихся и  функционирующих в  современной антропологии и музыковедении. Автор характеризует различные направления в каждом из них, приводя в качестве примеров и анализируя наиболее показательные труды. Литература (источники и исследования) подобрана таким образом, чтобы позволить читателю самостоятельно расширить библиографический список.

Изложение следует хронологическому порядку и  отражает логику развития научного знания в  избранной области. Два наиболее ранних подхода  — музыкально-этнографический и  музыкально-теоретический  — продолжают сохраняться и  развиваться до сих пор. Относительно недавно на их основе начал формироваться комплексно-текстологический подход. Все они ориентированы на изучение самой музыки в этнографическом контексте (текст-ориентированные подходы). Позже появляются многочисленные труды музыкально-антропологического и культурологического направлений, довольно подробно исследующие концептуальные и  функциональные аспекты шаманской и, шире, сакральной музыки в разных традициях (контексториентированные подходы).

В последнее время появляется все больше работ, в которых в разной форме реализуется музыкально-психологический подход, причем спектр направлений внутри него весьма широк — от культурологических до нейрофизиологических. Большинство подобных исследований проводится за рубежом.

В результате предпринятого обзора автором определены наиболее актуальные направления изучения проблематики «музыка и  шаманизм». Это комплексный анализ полных вербально-музыкальных текстов шаманских камланий, исследование характера взаимосвязи звукового компонента с измененными состояниями сознания, изучение региональных традиций, а также, в перспективе, развитие методологии сравнительно-исторического исследования музыкальной составляющей шаманских традиций. Ключевые слова: музыка, шаманизм, методология, исследовательские подходы.

Список литературы

Источники и материалы

Айзенштадт 1995 — Айзенштадт А.М. Песенная культура эвенков. Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1995.

Алексеев, Николаева 1981 — Алексеев Э.Е., Николаева Н.Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1981. URL: http://eduard.alekseyev.org/syf/songs.html (дата обращения: 03.07.2020).

Анохин 1924  — Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Л.: Изд-во РАН, 1924.

Анучин 1911 — Анучин Д.Н. О применении фонографа к этнографии и в частности о записи шаманского камланья в Средне-Колымске, Якутской области // Труды Музыкальноэтнографической комиссии. Т. 2. М.: Изд-во Имп. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1911. С. 269–297.

Ерзакович 1983  — Ерзакович Б.Г. Врачебное камлание казахского шамана // Памяти К.В. Квитки / Ред.-сост. А.А. Банин. М.: Сов. композитор, 1983. С. 226–233.

Иванов 2014  — Иванов Р.А. Среди бурят Иркутской губернии: (Впечатления от их народной и религиозной музыки). Ч. II. Религиозная музыка // Русская музыкальная газета. 2014. № 16. С. 407–417.

Музыка и ритуал 2004 — Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Матер. Междунар. науч. конф. (3–6 октября 2002 г.) / Отв. ред. Г. Б. Сыченко. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории, 2004.

Музыкальная культура Сибири 1997 — Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 1. Кн. 1. Традиционная культура коренных народов Сибири / Ред. С.П. Галицкая, В.В. Мазепус. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории, 1997.

Назаренко 2008  — Назаренко Р.Б. Напевы шаманских песен и шаманских сеансов // Традиции и инновации в современном фольклоре народов Сибири / Отв. ред. Г.Е. Солдатова. Новосибирск: Арта, 2008. С. 98–103.

Прокофьева 1961 — Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири / Сост. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 435–490.

Руднев 1909  — Руднев А.Д. Мелодии монгольских племен // Сборник в  честь семидесятилетия Г.Н. Потанина. СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1909. (Зап. И.Р.Г.О. по отдкелению этнографии. Т. 34). С. 396–430 + 01–028 (нотное приложение).

Стешенко-Куфтина 1930  — Стешенко-Куфтина В.К. Элементы музыкальной культуры палеазиатов и  тунгусов // Этнография. 1930. № 3. С. 81–108.

Сыченко 1990  — Сыченко Г.Б. Некоторые особенности интонирования алтайских шаманов. Новосибирск, 1990. (Архив традиционной музыки Новосибирской консерватории, рукопись).

Фольклор шорцев 2010 — Фольк-лор шорцев: В  записях 1911, 1925–30, 1959–60, 1974, 1990–2007 годов / Сост. Л.Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010.

Шаманизм как религия 1992  — Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: Тез. докл. Междунар. науч. конф. (15–22 августа 1992 г.) / Отв. ред. А.И. Гоголев. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1992.

Эвальд, Косованов, Абаянцев 1932  — Эвальд З.В., Косованов В.П., Абаянцев С.Ф. Музыка и  музыкальные инструменты народностей Сибири // Сибирская советская энциклопедия. Т 3. Новосибирск: ОГИЗ: Зап.-Сиб. отд-ние, 1932. Стбц. 577–596.

Bulgakova 1996 — Bulgakova T. Captive d’une sœur défunte (matériaux sur le chamanisme des Nanaïs) // Variations chamaniques / Présenté et coordonné par M.-L. Beffa, M.-D. Even. Paris: Labethno, 1996. Vol. 1. P. 17–97.

Hajdú 1978  — Hajdú P. The Nenets Shaman Song and its Text // Shamanism in Siberia / Ed. by V. Diószegi, M. Hoppál. Budapest: Akadémiai Kiadó, 1978. P. 355–372.

Hoppál, Sipos 2010 — Hoppál M., Sipos J. Shaman Songs. Budapest: Intern. Society for Shamanistic Research, 2010. Oppitz 2007 — Oppitz M. Trommeln der Schamanen. Zürich: Völkerkundemuseum der Universität Zürich, 2007.

Shamanism and Performing Arts 1993 — Shamanism and Performing Arts: Papers and Abstracts for the 2 Conf. of the ISSR (July 11–17, 1993) / Ed. by M. Hoppál, P. Páricsy. Budapest: Ethnographic Institut: Hungarian Academy of Sciences, 1993.

Shirоkogoroff 1924  — Shirоkogoroff E. Folk Music in China // China Journal of Science and Arts. 1924. Vol. II. № 2. P. 116–121.

Yasser 1926 — Yasser J. Musical Moments in the Shamanistic Rites of the Siberian Pagan Tribes // Pro Musica Quarterly. 1926. Vol. 4. № 19. P. 4–15.

 

Исследования

Басилов 1995  — Басилов В.Н. Посвящение во сне (рассказ узбекского музыканта) // Шаманизм и ранние религиозные представления: К  90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Отв. ред. Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 36–47.

Венстен-Тагрина 2007  — Венстен-Тагрина З.В. Ритуальное пение в традиционной музыкальной культуре чукчей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 15. № 39. С. 65–71.

Горбачева 2017  — Горбачева Ю.С. Шаманское интонирование чалканцев: проблемы типологии и  структурной организации: Дис. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2017.

Грачева 1983 — Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на  материалах нганасан XIX–XX  вв.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.

Добжанская 2008  — Добжанская О.Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск: АПЕКС, 2008.

Добжанская 2009  — Добжанская О.Э. Музыка шаманского обряда как языковая система (на примере самодийских народов) // Вопросы филологии. Сер. Урало-алтайские исследования. 2009. № 1. С. 31–42.

Коллекции 2005  — Коллекции народов Севера в  Фонограммархиве Пушкинского Дома / Сост. А.А. Бурыкин, А.Х. Гирфанова, А.Ю. Кастров, Ю.И. Марченко, Н.Д. Светозарова, В.П. Шифф. СПб.: СПбГУ, 2005.

Ларионова 2004  — Ларионова А.С. Обрядовая музыка якутов // Музыка и  ритуал: структура, семантика, специфика / Отв. ред. Г.Б. Сыченко. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории, 2004. С. 184–194.

Мазепус 2002  — Мазепус В.В. Основания музыкальной компаративистики: свидетельства родства некоторых тюркских песенных традиций // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 76–82.

Назаренко 1995  — Назаренко Р.Б. О  шаманском бубне сургутских хантов // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. Междунар. науч. конф. Т. 1 / Сост. А.А. Мальцева и др. Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 1995. С. 365–367.

Новик 1996а  — Новик Е.С. Обрядовомифологические представления народов Сибири, связанные с  музыкой // Невербальное поле культуры: Тело. Вещь. Ритуал. М.: Изд-во РГГУ, 1996. С. 19–26.

Новик 1996б — Новик Е.С. Фольклор — обряд  — верования: Опыт структурно-семиотического изучения текстов устной культуры: Дис. в форме науч. доклада … докт. фил. наук. М., 1996.

Павлова 2001  — Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект). СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2001.

Ревуненкова 1984 — Ревуненкова Е.В. О некоторых истоках поэтического творчества в Индонезии (шаман — певец — сказитель) // Фольклор и  этнография: У  этнографических истоков фольклорных сюжетов и  образов / Ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука. Ленингр. отдние, 1984. С. 35–41.

Сагалаев, Октябрьская 1990 — Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

Скворцова 2001  — Скворцова Н.М. О  музыке традиционных ненецких песен // Фольклор ненцев / Сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. Новосибирск: Наука, 2001. С. 50–86.

Солдатова 2014  — Солдатова Г.Е. Музыкальный фольклор в  шаманской практике манси // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2014. № 1. С. 76–82.

Станюкович 2001  — Станюкович М.В. Когда мужчины-жрецы обращаются к  духам-помощникам шаманок: эпос, любовная магия и национальные выборы на Филиппинах // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Матер. Междунар. конгр., посв. памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. Т. 3 / Ред. Д.А. Функ, В.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2001. С. 177–192.

Сузукей 2014 — Сузукей В.Ю. Голос шамана // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 10. С. 100–104.

Сыченко 2006  — Сыченко Г.Б. Теоретические проблемы комплексного исследования музыкально-ритуальных традиций коренных народов Сибири // Первый Всерос. конгр. фольклористов. Т. 2 / Отв. ред. А.С. Каргин. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2006. С. 203–217.

Шейкин 2002  — Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит-ра, 2002.

Шейкин, Добжанская 2014  — Шейкин Ю.И., Добжанская О.Э. Обрядовые песнопения и  лирические песни эвенков // Обрядовая поэзия и  песни эвенков / Сост. Г.И. Варламова, Ю.И. Шейкин. Новосибирск: Гео, 2014. С. 42–78.

Becker 2004 — Becker J. Deep listeners: Music, Emotion, and Trancing. Bloomington: Indiana University Press, 2004.

Fachner, Rittner 2011 — Fachner J., Rittner S. Ethno Therapy, Music and Trance: An EEG Investigation into a Sound-Trance Induction // States of Consciousness: Experimental Insights into Meditation, Waking, Sleep and Dreams / Ed. by D. Cvetkovic, I. Cosic. Berlin; Heidelberg: Springer, 2011. P. 235–256.

Gingras, Pohler, Fitch 2014  — Gingras B., Pohler G., Fitch W.T. Exploring Shamanic Journeying: Repetitive Drumming with Shamanic Instructions Induces Specific Subjective Experiences but No Larger Cortisol Decrease than Instrumental Meditation Music // PLoS ONE. 2014. Vol. 9. Iss. 7: e102103.

Harner 2010  — Harner S. Shamanic Journey and Immune Response: Hypothesis Testing // Journal of the Foundation for Shamanic Studies. 2010. № 23. P. 31–34.

Herbert 2011  — Herbert R. Reconsidering Music and Trance: Cross-cultural Differences and Cross-disciplinary Perspectives // Ethnomusicology Forum. 2011. Vol. 20. № 2. P. 201–227. URL: http://dx.doi.org/10.1080/17411912.2011.592402 (дата обращения: 25.07.2020).

Jilek 1982 — Jilek W.G. Altered States of Consciousness in North American Indian Ceremonies // Ethos. 1982. № 4. P. 326–343.

Kazakevitch 2001  — Kazakevitch O. Two Recently Recorded Selkup Shamanic Songs // Shaman. 2001. Vol. 9. № 2. P. 143–152.

Kjellgren, Erikson 2009 — Kjellgren A., Erikson A. Altered States During Shamanic Drumming: A Phenomenological Study // International Journal of Transpersonal Studies. 2009. № 1. P. 112–121.

Mastromattei, Giannattasio, Villa 1988 — Mastromattei R., Giannattasio F., Villa G. La terra reale. Dèi, spiriti, uomini in Nepal. Roma: Valerio Levi, 1988. Music and altered states 2006  — Music and Altered States: Consciousness, Transcendence, THerapy and Addictions / Ed. by D. Aldridge, J. Fachner. London: Jessica Kingsley, 2006.

Neher 1962  — Neher A. A Physiological Explanation of Unusual Behavior in Ceremonies Involving Drum // Human Biology. 1962. № 34. P. 151–160.

Niemi 2001 — Niemi J. A Musical Analysis of Selkup Shamanic Songs // Shaman. 2001. Vol. 9. № 2. P. 153–167.

Roseman 1991 — Roseman M. Healing Sounds from the Malaysian Rainforest: Temiar Music and Medicine. Berkeley: University of California Press, 1991.

Rouget 1990  — Rouget G. La musique et la transe: Esquisse d’une théorie générale des relations de la musique et de la possession. Paris: Gallimard, 1990.

Siikala 1978  — Siikala A.-L. The Rite Technique of the Siberian Shaman. Helsinki: Academia Scientiarum Fennica, 1978.

Woodside, Kumar, Pekala 1997 — Woodside L.N., Kumar A.V., Pekala R.J. Monotonous Percussion Drumming and Trance Postures: A Controlled Evaluation of Phenomenological Aspects // Anthropology of Consciousness. 1997. Vol. 8. № 2–3. P. 69–87.

Для цитирования

Сыченко Г.Б. Музыка и шаманизм: основные методологические подходы в  современной антропологии и  музыкознании // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 11–26.