https://orcid.org/0000-0002-9435-0882
Доктор искусствоведения, доцент кафедры культурологии и искусства, профессор кафедры искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств:
Российская Федерация, 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 4;
тел.: +7 (4112) 34-44-60; e-mail: dobzhanskaya@list.ru
В статье на примере культуры нганасан впервые рассматриваются обусловленные гендерными ролями типы акустического поведения. Противопоставление гендерных ролей мужчины (охотника, добытчика) и женщины (хозяйки жилища, очага) ярко воплощено в звуковых образах. Мужская одежда не содержит металлических позвонков: поскольку мужчина — охотник, звуки не должны выдавать его присутствие. Женская одежда, напротив, обильно снабжена металлическими деталями функционального, ритуального и эстетического назначения.
Автор подробно рассматривает металлические подвески на комплекте женской одежды. Как звучащие объекты они представляют различные виды фоноинструментов из класса идиофонов — «самозвучащих» (соударяемые пластинки и трубочки различной формы, колокола и бубенцы). Среди них язычковые колокольчики на праздничной одежде (под орнаментированными вертикальными полосами хенсу); металлические украшения на груди в виде полумесяцев, подвешенных в вертикальный ряд; трубочки-подвески на одежде; конусообразные трубочки, подвешиваемые на женской одежде и на одежде детей как оберег; кольца с нанизанными на них трубочками на женском комбинезоне.
Комплект звучащих подвесок-погремушек на женской упряжи оленей содержит несколько предметов специальной конструкции, с продетыми в отверстия кольцами и шумовыми подвесками, громко звенящими при движении упряжки.
На праздничной одежде и праздничной упряжи количество звучащих подвесок было значительно больше, чем на повседневной.
Металлические подвески являются обязательной частью женской одежды, их набор и обилие отражает социальный статус женщины и зависит от богатства семьи. Звучание металлических позвонков является оберегом, выполняет охранительную функцию.
Противопоставление звуковых образов мужчины и женщины, воплощенное в звучании/беззвучии одежды, отражает противопоставление гендерных ролей мужчины (бесшумного охотника) и женщины (субъекта, связанного с ритуальным звуковым поведением). Результаты данной статьи важны для изучения звучащего ландшафта Арктики с точки зрения интердисциплинарных исследований.
Источники и материалы
Долгих 1976 — Мифологические сказки и исторические предания нганасан / Зап. и подгот. текстов, введение и коммент. Б. О. Долгих. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1976.
Крашевский 2010 — Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности: Каталог Этнографического музея на озере Лама / Текст О. Р. Крашевский. Норильск: АПЕКС, 2010.
ПМА 2021 — Полевые материалы автора. Аудиозапись интервью с В. С. Момде. Записано 16.07.2021, Таймырский колледж, г. Дудинка, Таймырский Долгано-Ненецкий р-н Красноярского края.
Попов 1936 — Попов А. А. Тавгийцы: Матер. по этнографии авамских и вадеевских тавгийцев // Труды Института этнографии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
Попов 1984 — Попов А. А. Нганасаны: Социальное устройство и верования / Отв. ред. Г. Н. Грачева, Ч. М. Таксами. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984.
Симанкова 2006 — Нганасаны // Традиционная одежда коренных народов Таймыра: Каталог коллекций музея / Сост. Л. А. Симанкова; Таймырский окружной краеведческий музей. Вып. 1. Дудинка, 2006. С. 6–24. Хорнбостель,
Закс 1987 — Хорнбостель Э. М., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1. М.: Сов. композитор, 1987. С. 229–261.
Исследования
Грачева 1983 — Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра: (на материалах нганасан XIX — начала XX в.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.
Добжанская 2014 — Добжанская О. Э. Система традиционных звуковых инструментов нганасан // Традиционная культура. 2014. № 4. С. 64–70.
Добжанская 2022 — Добжанская О. Э. Звучащие подвески на одежде нганасан: гендерный аспект // Арктика: гуманитарные векторы развития: Тез. Междунар. конф. М.: МГЛУ, 2022. С. 189–190.
Симченко 1976 — Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. Этнографическая реконструкция. М.: Наука, 1976.
Шейкин 2002 — Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002.
Шейкин и др. 2016 — Шейкин Ю. И., Добжанская О. Э., Никифорова В. С. Звучащие ландшафты Арктики // Этнографическое обозрение. 2016. № 4. С. 30–44.
Добжанская О. Э. Мужское и женское в звучащем ландшафте Арктики: комплекты подвесок на традиционной одежде нганасан // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 21–30.