Кандидат филологических наук, независимый исследователь: Российская Федерация, г. Москва; e-mail: himins@yandex.ru
Темой статьи является сопоставление эпоса о древнем мордовском царе Тюште с преданиями о чуди, распространенными на Русском Севере. В работе последовательно рассматриваются все пункты, в которых эпос о Тюште сближается с чудской темой. Предлагается новая этимология имени Тюштя, проводятся аналогии между описанием идеализированного «тюштянского времени» в мордовских песнях и благоденствия чуди, жившей в условиях сельскохозяйственного изобилия, в коми преданиях, представлениями о глупости чуди в русских и финно-угорских преданиях и анекдотами о «тюштянах» в мордовском фольклоре. В качестве наиболее яркого мотива, объединяющего эпос о Тюште и предания о чуди выделяется мотив появления белой березы, предвещающей приход русских. В русских и коми преданиях чудь убегает или погребает себя заживо после появления белой березы, которое предсказывает приход «белого царя»; в эрзянских песнях Тюштя, увидев белую березу, убегает вместе со своим народом за море от преследующего его русского царя и его войска. В статье делается вывод о финно-угорском происхождении мотива «белой березы», первоначальной формой которого, судя по всему, было повествование об исчезновении чуди, символически связанной с «темным», хвойным лесом, и приходе нового поколения людей. Сопоставляются мордовские календарные обряды, связанные с именем Тюшти, и «поминки древних», бытовавшие у коми-пермяков и русских Кайского края. Делается вывод о том, что эпос о Тюште и предания о чуди восходят к мифу о первом поколении людей, исчезнувшем с появлением современного человеческого рода.
Акцорин 1979 — Акцорин В. А. О контакте марийцев с предками коми по данным легенд // Вопросы финно-угроведения. Этнография, Антропология, Археология, Фольклористика. Литература: Тез. докл. на ХVI Всесоюз. конф. финно-угроведов (июнь 1979 г.). Сыктывкар, 1979.
Акцорин 2000 — Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. Саров, 2000.
Бессонов — Бессонов И. А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева: мировоззрение, обрядность, историческая эволюция. СПб., 2015.
Ветлужских 2007 — Ветлужскиx В. В. Верования привятскиx (береговыx) марийцев // Самобытная Вятка: история и культура марийского народа. Киров, 2007. С. 168–173. Вопросы 1967 — Вопросы мордовского языкознания. Саранск, 1967. Т. 32.
Грибова 1964 — Грибова Л. С. Культ «древних» у коми-пермяков. М., 1964.
Грибова 1975 — Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. М., 1975.
Дранникова 2008 — Дранникова Н. В. Чудь в устной традиции Архангельского Севера. Архагельск, 2008.
Евсевьев 1914 — Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии. Пг., 1914.
Календарные 2003 — Календарные праздники и обряды марийцев. Этнографическое наследие. Йошкар-Ола, 2003. Вып. 1.
Кошелев 1963 — Кошелев Я. Р. Вопросы русского фольклора Сибири. Томск, 1963.
Криничная 1991 — Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб., 1991.
Лимеров 2005 — Лимеров П. Ф. Сотворение мира. Му пуксьöм: мифология народа коми. Сыктывкар, 2005.
Лимеров 2008 — Лимеров П. Ф. Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми. М., 2008.
Лимеров 2012 — Лимеров П. Ф. Когда-то. Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа. Сыктывкар, 2012.
Максимов 1987 — Максимов С. В. Избранные произведения: В 2 т. М., 1987. Т. 2.
Маскаев 1964 — Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск, 1964.
Мокшин 2004 — Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Саранск, 2004.
Ожегова 1971 — Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. Пермь, 1971.
Орлов 1876 — Орлов Н. П. Мордва-мокша // Пензенские губернские ведомости. 1862. № 108.
Полякова 1974 — Полякова Е. Н. Проблема пермской чуди в лингвистическом аспекте // Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974. Вып. 1. С. 124–131.
Приказчикова 2005 — Приказчикова Ю. В. Мифологические образы в исторической прозе Вятского края // Традиционная культура. 2005. № 3 (19). С. 76–85.
Рочев 1985 — Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Сыктывкар, 1985.
Сорокин 1895 — Сорокин П. М. Чудь Кайского края. Вятка, 1895.
Словарь 2002 — Словарь марийского языка. Йошкар-Ола, 2002. Т. VII.
Смирнов 1972 — Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.
Титов 1876 — Титов А. А. Религиозные верования, домашний быт и обычаи мордвы Нижегородского уезда // Нижегородские губернские ведомости. 1876.
Тиxонова 2006 — Тиxонова Е. Л. Русские предания Восточной Сибири о заселении и освоении края. Улан-Удэ, 2006.
УПТМН 1963 — Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск, 1963. Т. 1.
УПТМН 1977 — Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Исторические песни XVI–XVIII вв. Саранск, 1977. Т. 1. Кн. 2.
УПТМН 1983 — Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Легенды, предания, былички. Саранск, 1983. Т. 10.
Шахматов 1910 — Шаxматов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910.
Шутова 2004 — Шутова Н. И. Сакральное пространство и культовые памятники // Удмуртская мифология. Ижевск, 2004. С. 36–53.
Юрченков 2005 — Юрченков В. А. Социальные конфликты в России XVII–XVIII вв.: Матер. Всерос. науч. - практ. конф. (г. Саранск, 20–22 мая 2004 г.). Саранск, 2005.
Юрченков 2012 — Юрченков В. А. Начертание мордовской истории. Саранск, 2012.
Paasonen 1977 — Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung. Band VI. Helsinki, 1977.