МОРДОВСКИЙ ЭПОС О ТЮШТЕ И РУССКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ЧУДИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
мордовский фольклор, эпос о Тюште, предания о чуди, легенды о белой березе
Автор
И. А. БЕССОНОВ
Сведения об авторе
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕССОНОВ
Кандидат филологических наук, независимый исследователь: Российская Федерация, г. Москва; e-mail: himins@yandex.ru
Аннотация

Темой статьи является сопоставление эпоса о древнем мордовском царе Тюште с преданиями о чуди, распространенными на Русском Севере. В работе последовательно рассматриваются все пункты, в которых эпос о Тюште сближается с чудской темой. Предлагается новая этимология имени Тюштя, проводятся аналогии между описанием идеализированного «тюштянского времени» в мордовских песнях и благоденствия чуди, жившей в условиях сельскохозяйственного изобилия, в коми преданиях, представлениями о глупости чуди в русских и финно-угорских преданиях и анекдотами о «тюштянах» в мордовском фольклоре. В качестве наиболее яркого мотива, объединяющего эпос о Тюште и предания о чуди выделяется мотив появления белой березы, предвещающей приход русских. В русских и коми преданиях чудь убегает или погребает себя заживо после появления белой березы, которое предсказывает приход «белого царя»; в эрзянских песнях Тюштя, увидев белую березу, убегает вместе со своим народом за море от преследующего его русского царя и его войска. В статье делается вывод о финно-угорском происхождении мотива «белой березы», первоначальной формой которого, судя по всему, было повествование об исчезновении чуди, символически связанной с «темным», хвойным лесом, и приходе нового поколения людей. Сопоставляются мордовские календарные обряды, связанные с именем Тюшти, и «поминки древних», бытовавшие у коми-пермяков и русских Кайского края. Делается вывод о том, что эпос о Тюште и предания о чуди восходят к мифу о первом поколении людей, исчезнувшем с появлением современного человеческого рода.

Список литературы

Акцорин 1979 —  Акцорин В. А. О контакте марийцев с предками коми по данным легенд //  Вопросы финно-угроведения. Этнография, Антропология, Археология, Фольклористика. Литература: Тез. докл. на ХVI Всесоюз. конф. финно-угроведов (июнь 1979 г.). Сыктывкар, 1979.

Акцорин 2000  —  Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. Саров, 2000.

Бессонов  —  Бессонов И. А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева: мировоззрение, обрядность, историческая эволюция. СПб., 2015.

Ветлужских 2007 —  Ветлужскиx В. В. Верования привятскиx (береговыx) марийцев //  Самобытная Вятка: история и культура марийского народа. Киров, 2007. С. 168–173. Вопросы 1967  —  Вопросы мордовского языкознания. Саранск, 1967. Т. 32.

Грибова 1964 —  Грибова Л. С. Культ «древних» у коми-пермяков. М., 1964.

Грибова 1975  —  Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. М., 1975.

Дранникова 2008 —  Дранникова Н. В. Чудь в  устной традиции Архангельского Севера. Архагельск, 2008.

Евсевьев 1914  —  Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии. Пг., 1914.

Календарные 2003 —  Календарные праздники и  обряды марийцев. Этнографическое наследие. Йошкар-Ола, 2003. Вып. 1.

Кошелев 1963 —  Кошелев Я. Р. Вопросы русского фольклора Сибири. Томск, 1963.

Криничная 1991 —  Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб., 1991.

Лимеров 2005 —  Лимеров П. Ф. Сотворение мира. Му пуксьöм: мифология народа коми. Сыктывкар, 2005.

Лимеров 2008 —   Лимеров П. Ф. Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми. М., 2008.

Лимеров 2012  —  Лимеров П. Ф. Когда-то. Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа. Сыктывкар, 2012.

Максимов 1987 —  Максимов С. В. Избранные произведения: В 2 т. М., 1987. Т. 2.

Маскаев 1964 —  Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск, 1964.

Мокшин 2004 —  Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Саранск, 2004.
Ожегова 1971 —  Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. Пермь, 1971.

Орлов 1876 —  Орлов Н. П. Мордва-мокша  // Пензенские губернские ведомости. 1862. № 108.

Полякова 1974 —  Полякова Е. Н. Проблема пермской чуди в лингвистическом аспекте // Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974. Вып. 1. С. 124–131.

Приказчикова 2005  —  Приказчикова Ю. В. Мифологические образы в  исторической прозе Вятского края // Традиционная культура. 2005. № 3 (19). С. 76–85.

Рочев 1985  —  Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Сыктывкар, 1985.

Сорокин 1895 —  Сорокин П. М. Чудь Кайского края. Вятка, 1895.

Словарь 2002 —  Словарь марийского языка. Йошкар-Ола, 2002. Т. VII.

Смирнов 1972  —  Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.

Титов 1876 —  Титов А. А. Религиозные верования, домашний быт и обычаи мордвы Нижегородского уезда // Нижегородские губернские ведомости. 1876.

Тиxонова 2006  —  Тиxонова Е. Л. Русские предания Восточной Сибири о заселении и освоении края. Улан-Удэ, 2006.

УПТМН 1963 —  Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск, 1963. Т. 1.

УПТМН 1977 —  Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Исторические песни XVI–XVIII вв. Саранск, 1977. Т. 1. Кн. 2.

УПТМН 1983 —  Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Легенды, предания, былички. Саранск, 1983. Т. 10.

Шахматов 1910 —  Шаxматов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910.

Шутова 2004 —  Шутова Н. И. Сакральное пространство и культовые памятники // Удмуртская мифология. Ижевск, 2004. С. 36–53.

Юрченков 2005  —  Юрченков В. А. Социальные конфликты в России XVII–XVIII вв.: Матер. Всерос. науч. - практ. конф. (г. Саранск, 20–22 мая 2004 г.). Саранск, 2005.

Юрченков 2012 —  Юрченков В. А. Начертание мордовской истории. Саранск, 2012.

Paasonen 1977 —  Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung. Band VI. Helsinki, 1977.