Мифология в орнаментике орочонов: символика и семантика образов

Альманах
Ключевые слова
орнамент, мифология, орочоны, символика, семантика, этнокультурные связи
Автор
Т.Ю. Сем
Сведения об авторе
Татьяна Юрьевна Сем
https//ordic.org/0000-0003-3306-3481
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея:
Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4/1;
тел.: +7 (921) 744-97-08; e-mail: semturem@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.2.004
Благодарность

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18–09–00537А

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей символики и семантики орнамента одного из малочисленных народов Сибири —  тунгусоязычных орочонов Забайкалья, Верхнего Амура и Маньчжурии —  как отражения этнической идентичности. Пластический фольклор орочонов характеризует чувственное восприятие мира, космоса, природы и человека в нем. Исследование специфики орочонского орнамента проводится впервые на основе материалов конца XIX —  начала XXI в. из российских и китайских музеев. Изучение орнаментальных мотивов и композиций осуществляется в рамках сравнительно-исторического анализа традиционной и современной духовной культуры. В качестве методов исследования используется иконографический, типологический, семантический и этнокультурный анализ. В статье характеризуются основные типы орнамента (геометрического и криволинейного), распространенные на одежде, утвари, охотничьем снаряжении, луках оленьих седел. В геометрических узорах выделяются полосовой, зигзагообразный, треугольный, ромбовидный, меандровый мотивы, передающие представления о космосе, верхе и низе, мужском и женском началах природы, жизни и смерти, мире людей и мире предков. Они восходят к традициям неолита и палеометалла населения Южной Маньчжурии, связываемого с пратунгусами. В целом орнаментальное творчество орочонов сохранило архетипические образы мироздания тунгусо-маньчжурских народов, древние символы, характеризующие раннее искусство Южной Маньчжурии, и нижнеамурские элементы в качестве этнокультурной памяти потомков и трансляции традиций в современном искусстве. 

Список литературы

Источники и материалы

Алкин 2007 —  Алкин С. В. Древние культуры Северо-Восточного Китая. Неолит Южной Маньчжурии. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и  этнографии СО РАН, 2007. (История и культура Восточной Азии).


Василевич 1936 —  Василевич Г. М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера, 1936.

Джарылгасинова 1972  —  Джарылгасинов Р. Ш. Древние когуресцы (к  этнической истории корейцев). М.: Наука, 1972.

Ларичев 1978 —  Ларичев В. Е. Неолит и бронзовый век Кореи // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука, 1978. С. 9–87. (История и культура Восточной Азии).

Мазин 1992  —  Мазин А. И. Быт и  хозяйство эвенков-орочонов (конец XIX —  начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1992.

Медведев 1977  —  Медведев В. Е. Культура амурских чжурчжэней: Конец X–XI  век: (По материалам грунтовых могильников). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977.

На грани миров 2006 —  На грани миров. Шаманизм народов Сибири: (Из  собрания Российского этнографического музея. Санкт-Петербург: Альбом). М.: Художник и книга, 2006.

Новгородова 1989 —  Новгородова Э. А. Древняя Монголия (некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: Наука, 1989.

Окладников 1971 —  Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971.

Эвенкийские сказки 1971  —  Эвенкийские сказки / Сост. С. А. Садко. Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1971.

Outline of collection 2014  —  Outline of collection of Cultural Relics of the Ewenki, Oroqen and Hezhen Peoples in China. Beijing, 2014.

Piotrovski 1985  —  Piotrovski I. I. Jagdlager des Palaolithikums in Malta // Rentierjager und Rentierzuchter Sibiriens fruher und heutе. Duisburg, 1985. P. 8–19.

Zhongguo shaoshu 2016  —  Zhongguo shaoshu minzu wenwu tudian. Zhongguo minsu bowuguan dongbeiya xunlu minzu wenhuajuan. (Иллюстрированный словарь памятников материальной культуры китайских малых народов. Музей национальностей оленеводов Северо-Восточной Азии). Шэньян: Изд-во Ляонин миньцзу чубаньшэ, 2016. (На кит. яз.).

 

Исследования

Анисимов 1958 —  Анисимов А. Ф. Религия эвенков в  историко-генетическом изучении 
и проблема происхождения первобытных верований. М.; Л.: АН СССР, 1958.

Забияко 2015  —  Забияко А. П. Олень-солнце на петроглифах Сянлушань // Проб- лемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и  сопредельных территорий. Т.  21. Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2015. С. 237–240.

Иванов 1954 —  Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX —  начала XX в.: (Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости) // Труды Института этнографии. Новая серия. М.; Л.: АН СССР, 1954.

Иванов 1963 —  Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX —  начала XX в.). Народы Севера и Дальнего Востока. М.; Л.: АН СССР, 1963.

Мазин 1984 —  Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX —  начало XX в.). Новосибирск, 1984.

Роббек 1986 —  Роббек В. А. Изображение оленя в мифах эвенов // Фольклор и этнография народов Севера. Л.: ЛГПИ, 1986. С. 78–84.

Романова 1994 —  Романова Е. Н. Якутский праздник Ысыах. Истоки и  представления. Новосибирск: Наука, 1994.

Сем 1997 —  Сем Т. Ю. Знаки перехода в погребальном обряде тунгусоязычных народов Амура // Культура народов Сибири: Матер. Третьих Сибирских чтений. СПБ.: МАЭ РАН, 1997. С. 221–237.

Сем 2015 —  Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон: (Семантика образов и этнокультурные связи): Историко-этнографические очерки. СПб., 2015.

Сем 2017 —  Сем Т. Ю. Шаманизм эвенков по материалам Российского этнографического музея. 2-е изд. СПб.: Изд. центр «Гуманитарная академия», 2017.

Для цитирования

Сем Т. Ю. Мифология в орнаментике орочонов: символика и семантика образов // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 41–50.