https//ordic.org/0000-0003-3306-3481
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея:
Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4/1;
тел.: +7 (921) 744-97-08; e-mail: semturem@mail.ru
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18–09–00537А
Статья посвящена анализу особенностей символики и семантики орнамента одного из малочисленных народов Сибири — тунгусоязычных орочонов Забайкалья, Верхнего Амура и Маньчжурии — как отражения этнической идентичности. Пластический фольклор орочонов характеризует чувственное восприятие мира, космоса, природы и человека в нем. Исследование специфики орочонского орнамента проводится впервые на основе материалов конца XIX — начала XXI в. из российских и китайских музеев. Изучение орнаментальных мотивов и композиций осуществляется в рамках сравнительно-исторического анализа традиционной и современной духовной культуры. В качестве методов исследования используется иконографический, типологический, семантический и этнокультурный анализ. В статье характеризуются основные типы орнамента (геометрического и криволинейного), распространенные на одежде, утвари, охотничьем снаряжении, луках оленьих седел. В геометрических узорах выделяются полосовой, зигзагообразный, треугольный, ромбовидный, меандровый мотивы, передающие представления о космосе, верхе и низе, мужском и женском началах природы, жизни и смерти, мире людей и мире предков. Они восходят к традициям неолита и палеометалла населения Южной Маньчжурии, связываемого с пратунгусами. В целом орнаментальное творчество орочонов сохранило архетипические образы мироздания тунгусо-маньчжурских народов, древние символы, характеризующие раннее искусство Южной Маньчжурии, и нижнеамурские элементы в качестве этнокультурной памяти потомков и трансляции традиций в современном искусстве.
Источники и материалы
Алкин 2007 — Алкин С. В. Древние культуры Северо-Восточного Китая. Неолит Южной Маньчжурии. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2007. (История и культура Восточной Азии).
Василевич 1936 — Василевич Г. М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера, 1936.
Джарылгасинова 1972 — Джарылгасинов Р. Ш. Древние когуресцы (к этнической истории корейцев). М.: Наука, 1972.
Ларичев 1978 — Ларичев В. Е. Неолит и бронзовый век Кореи // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука, 1978. С. 9–87. (История и культура Восточной Азии).
Мазин 1992 — Мазин А. И. Быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1992.
Медведев 1977 — Медведев В. Е. Культура амурских чжурчжэней: Конец X–XI век: (По материалам грунтовых могильников). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977.
На грани миров 2006 — На грани миров. Шаманизм народов Сибири: (Из собрания Российского этнографического музея. Санкт-Петербург: Альбом). М.: Художник и книга, 2006.
Новгородова 1989 — Новгородова Э. А. Древняя Монголия (некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: Наука, 1989.
Окладников 1971 — Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971.
Эвенкийские сказки 1971 — Эвенкийские сказки / Сост. С. А. Садко. Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1971.
Outline of collection 2014 — Outline of collection of Cultural Relics of the Ewenki, Oroqen and Hezhen Peoples in China. Beijing, 2014.
Piotrovski 1985 — Piotrovski I. I. Jagdlager des Palaolithikums in Malta // Rentierjager und Rentierzuchter Sibiriens fruher und heutе. Duisburg, 1985. P. 8–19.
Zhongguo shaoshu 2016 — Zhongguo shaoshu minzu wenwu tudian. Zhongguo minsu bowuguan dongbeiya xunlu minzu wenhuajuan. (Иллюстрированный словарь памятников материальной культуры китайских малых народов. Музей национальностей оленеводов Северо-Восточной Азии). Шэньян: Изд-во Ляонин миньцзу чубаньшэ, 2016. (На кит. яз.).
Исследования
Анисимов 1958 — Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении
и проблема происхождения первобытных верований. М.; Л.: АН СССР, 1958.
Забияко 2015 — Забияко А. П. Олень-солнце на петроглифах Сянлушань // Проб- лемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. 21. Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2015. С. 237–240.
Иванов 1954 — Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в.: (Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости) // Труды Института этнографии. Новая серия. М.; Л.: АН СССР, 1954.
Иванов 1963 — Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала XX в.). Народы Севера и Дальнего Востока. М.; Л.: АН СССР, 1963.
Мазин 1984 — Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск, 1984.
Роббек 1986 — Роббек В. А. Изображение оленя в мифах эвенов // Фольклор и этнография народов Севера. Л.: ЛГПИ, 1986. С. 78–84.
Романова 1994 — Романова Е. Н. Якутский праздник Ысыах. Истоки и представления. Новосибирск: Наука, 1994.
Сем 1997 — Сем Т. Ю. Знаки перехода в погребальном обряде тунгусоязычных народов Амура // Культура народов Сибири: Матер. Третьих Сибирских чтений. СПБ.: МАЭ РАН, 1997. С. 221–237.
Сем 2015 — Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон: (Семантика образов и этнокультурные связи): Историко-этнографические очерки. СПб., 2015.
Сем 2017 — Сем Т. Ю. Шаманизм эвенков по материалам Российского этнографического музея. 2-е изд. СПб.: Изд. центр «Гуманитарная академия», 2017.
Сем Т. Ю. Мифология в орнаментике орочонов: символика и семантика образов // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 41–50.