МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ ЦЫГАН-КЭЛДЭРАРОВ: «МАМЁРРЫ»

Альманах
Ключевые слова
цыгане-кэлдэрары, мифология цыган, мифологический персонаж Мамёрры
Автор
К. А. КОЖАНОВ, А. В. ЧЕРНЫХ
Сведения об авторе
Кожанов К. А. —  кандидат филологических наук, младший научный сотрудник отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН: Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а; тел.: + 7 (495) 938-17-80; e-mail: kozhanov.kirill@ gmail.com

Черных А. В. —  доктор исторических наук, заведующий сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН; тел.: +7 (3422) 212-70-19; e-mail: atschernych@yandex.ru

Благодарность

 Часть исследования А. В. Черных выполнена в рамках гранта РГНФ № 15–11–59002 «Символические функции объектов традиционной культуры народов Урала», а часть исследования К. В. Кожанова — при поддержке гранта РГНФ № 16-34-01044 «Изучение и описание влашских диалектов цыганского языка в России». 

Аннотация

В статье на основе материалов, полученных в ходе полевых исследований последних десяти лет в таборах цыган-кэлдэраров группы «молдовая» России, рассматривается комплекс представлений, связанных с мифологическим персонажем Мамёрры. Исследуются номинации данного персонажа, его образы, ипостаси, свойства и функции. Мамёрры —  это исключительно антропоморфный женский мифологический персонаж, предстающий в образе старой женщины. Мамёрры обладает довольно ограниченным спектром персонажеобразующих действий, главное из которых —  посещение жилища человека с целью «испить» воды. С мифологическим персонажем связано и бытовое предписание не оставлять ночью палатку или дом без воды. Отсутствие воды, «сухость», в цыганской культуре наделены отрицательными характеристиками. Особой способностью мифологического персонажа является срыгивание «кашицы» после посещения жилища, что чаще всего является благопожеланием Мамёрры. Из «кашицы» необходимо было приготовить «талисман», приносящий счастье и удачу его владельцу. В статье также рассматриваются основные мотивы текстов о мифологическом персонаже, цитируются былички и комментарии к ним на цыганском и русском языках.

Список литературы

Виноградова 2000 —  Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. М., 2000.

Деметер 1981  —  Деметер Р. С., Деметер П. С. Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей. М., 1981.

Деметер 1990  —  Деметер Р. С., Деметер П. С. Цыганско-русский и  русско-цыганский словарь (кэлдэрарский диалект). М., 1990.

Трофимова 2009 —  Трофимова К. П. Образ сохано в демонологии цыган Юго-Восточной Европы // Религиоведение. 2009. № 4 С. 15–24.

Черных 2003 —  Черных А. В. Пермские цыгане: Очерки этнографии цыганского табора. Пермь, 2003.

Черных 2012 —  Черных А. В. Комара —  хозяйка золота и хранительница кладов в традиционной культуре и фольклоре цыган-кэлдэраров // Традиционная культура. 2012. № 3 (47). С. 120–128.

Черных 2015 —  Черных А. В. Золото в обычаях и обрядах цыган-кэлдэраров // Традиционная культура. 2015. № 4 (60). С. 132–139.

Boretzky 1994  —  Boretzky N., Birgit I. Wӧrterbuch Romani — Deutsch — Englisch. Wiesbaden, 1994.

Boretzky 2012  —  Boretzky N. Studien zum Wortschatz des Romani. Faber, 2012.