МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА ЗМЕЙ (МОГОЙ), ХОЗЯЕВ ВОД (ЛУС) И ДРАКОНА (ЛУУ) В ФОЛЬКЛОРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ ​

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
мифология, змея, дракон, духи воды
Автор
Л.С. Дампилова
Сведения об авторе
ЛЮДМИЛА САНЖИБОЕВНА ДАМПИЛОВА
Доктор филологических наук, доцент, главный научный сотрудник, координатор работы отдела литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6;
тел.: +7 (983) 435-30-28; e-mail: dampilova_luda@rambler.ru
Аннотация

В современной отечественной фольклористике актуальным представляется анализ мифологических образов хтонических существ в монгольском фольклоре в сравнении с достаточно изученными материалами о змеях в мифологии народов мира. В фольклоре монгольских народов змеи, лус/лусад (хозяева, духи вод) и луу (небесные драконы) взаимосвязаны и зачастую имеют схожие функции. В данной статье впервые рассматривается локус их распространения и функции в обрядовом фольклоре в сравнении с известными фактами в эпосе и сказках. В ходе исследования выявлено, что в обрядовом фольклоре змеи распространены во всех трех мирах: лус относятся  к земным и подземным существам, луу наиболее проявлен как небесный персонаж. Также установлено, что змеи, лусы и луу имеют общие змееподобные визуальные черты, тесно связаны между собой и с водной стихией. Змеи, лус и луу, символизирующие сакральную силу в фольклоре монгольских народов, кодируются как божественные персонажи. В обрядовом фольклоре определены их идентичные функции как помогающих и оберегающих божественных существ. Установлены функции змеи в обрядовом фольклоре как помощника, посредника и посланника с иного мира для связи с реальным миром. Луу и лус во всех жанрах фольклора остаются в основной ипостаси владыки и божества, трансформируются только их внешние очертания. Если в обрядовом фольклоре и сказках змеи символизируют положительные функции, то в эпосе выступают в мужском облике могучего змея в отрицательной ипостаси. В эпосе и сказках положительная божественная функция луу и лус подразумевается, хотя они являются пассивными персонажами.

Список литературы

Абай Гэсэр 1960 — Абай Гэсэр / Вступ. ст., подгот. текста, пер. и коммент. А.И. Уланова. Улан-Удэ, 1960.

Бум-Очир 2002  — Бум-Очир  Д.  Монгол бөөгийн зан үйл. Улаанбаатар, 2002.

Бурчина 2007 — Бурчина Д.А. Героический эпос унгинских бурят: Указатель произведений и их вариантов. Новосибиск, 2007.

Михайлов 1996  — Михайлов  В.А.  Религиозная мифология. Улан-Удэ, 1996.

Михайлов 1963 — Михайлов Г.И. Луу и лус в  произведениях героического эпоса монгольских народов  // Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР. Т. 63: Литературоведение, фольклористика и  изучение памятников. М., 1963. С. 77–78.

Неклюдов 1987  — Неклюдов  С.Ю.  Лу  // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2 / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1987. C. 73.

Неклюдов 2000 — Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа. Что такое «миф» и «мифология»? // Мифы и мифология в современной России  / Под  ред. К.  Аймермахера, Ф.  Бомсдорфа и др. М., 2000. С. 17–38.

Неклюдов 2008  — Неклюдов  С.Ю.  Голос и эхо мифа: Текст, жанр, сюжет // Живая старина. 2008. №1. С. 2–5.

Потанин 1883 — Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV: Материалы этнографические. СПб., 1883. Ринчен 2013 — Ринчен Б. Монгол бөөгийн дуудалга. Улаанбаатар, 2013.

Стеблева 2002  — Стеблева  И.В.  Очерки турецкой мифологии: По материалам волшебной сказки. М., 2002.

Сүхбат 2012 — Сүхбат Ш. Монгол бөөгийн дэлгэрэнгүй толь — III. Улаанбаатар, 2012.

Эрдэнэболд 2012  — Эрдэнэболд  Л.  Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX — начало XX в.). Улан-Удэ, 2012.