Мезенская лошадка: между традицией и брендом

Альманах
Ключевые слова
народные промыслы, модернизация, традиционная культура, этнография, семейная память, чувствительность
Автор
Е.А. Мельникова
Сведения об авторе
Екатерина Александровна Мельникова
https://orcid.org/0000-0001-6764-9240
Кандидат исторических наук, заведующая отделом этнографии восточных славян и народов европейской части России Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3;
тел.: +7 (812) 328-41-41; e-mail: melek@eu.spb.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.1.007
Аннотация

Cтатья посвящена истории бытования мезенской росписи — ​зооморфного орнамента, использовавшегося с начала XIX в. мастерами д. Палащелье Архангельской губ. для декорирования деревянных изделий, и в первую очередь прялок. В центре внимания находится судьба мезенской лошадки — ​главного символа палащельской росписи, ставшего в XXI в. основой локального бренда в г. Мезени и его окрестностях. В работе рассматривается история палащельского промысла, включая трансформацию его социального, экономического и культурного значений на протяжении XX–XXI вв. Прялка — ​главный носитель мезенской росписи — ​перестала выполнять свою утилитарную роль, став объектом семейной памяти и культурной ценностью, связанной с локальной идентичностью местных жителей и художественным значением, определяемым экспертами-профессионалами. Вследствие этих перемен, а также миграций населения из деревень в города прялки с мезенской росписью стали ассоциироваться с покинутой малой родиной и деревенским миром в целом, вызывая к жизни особую форму чувствительности, требующей специальных навыков понимания, толкования и любви к мезенской росписи. Как показано в работе, два режима восприятия мезенской лошадки — ​семейной памяти и эстетической ценности — ​тесно взаимосвязаны, определяя эмоциональную привязанность и популярность этого элемента традиционной росписи среди современных жителей г. Мезени и Мезенского района.

Список литературы

Источники и материалы

КС — ​Полевой архив проекта «“Культура счастья”: роль культурных институтов в личном благополучии жителей России». Европейский университет в Санкт-Петербурге.

РП — ​Электронный архив «Российская повседневность». Материалы полевых экспедиций Пропповского центра в Лешуконский р-н Архангельской обл. URL: http://www. daytodaydata.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

Арбат 1970 — ​Арбат Ю. А. Светлый Север: рассказы и очерки о русском Севере, его людях и его народном искусстве. Вологда: Северо-Западное кн. изд-во, 1970.

Василенко 1960 — ​Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Издво Моск. ун-та, 1960.

Воронов 1972 — ​Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М.: Сов. художник, 1972.

Даричева 2020 — ​Даричева И. Н. Юрию Андреевичу Арбату — ​110 лет // Белозерский областной краеведческий музей. URL: http://belozermus.ru/hb-fylhttdbxe-fhfne‑110ktn (дата обращения: 15.05.2020).

Дмитриева 1988 — ​Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988.

Истомин 1924 — ​Истомин П. Г. Современное народное искусство на Севере // На Северной Двине. Архангельск: Изд-во Архангельского о-ва краеведения, 1924. С. 19–27.

Калинцева 2012 — ​Калинцева Н. В. История одной прялки: Работа, поданная на областную учебно-исследовательскую конференцию старшеклассников «Юность Поморья», секция краеведения. Архангельск: Б. и., 2012.

Круглова 1964 — ​Круглова О. В. Мезенская роспись по дереву: (По материалам экспедиции 1961 г. в Архангельскую область) // Советская этнография. 1964. № 3. С. 118–123.

Ларина 2019 — ​Пост Т. Лариной в группе «Подслушано Мезень» ВКонтакте. 19.04.2019. URL: https://vk.com/photos‑67555736?act=co mments&z=photo‑67555736_456248666%2Falb um‑67555736_0 (дата обращения: 15.05.2020).

Максимов 1864 — ​Максимов С. В. Год на Севере. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1864.

Мильчик 1971 — ​Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л.: Искусство, 1971. Тарановская 1968 — ​Тарановская Н. В. Росписи на Мезени и Печоре // Русское народное искусство Севера: Сб. ст. Л.: Сов. художник, 1968. С. 52–53.

 

Исследования

Баранов 2012 — ​Баранов Д. А. «Приручение» традиции: включение понятия традиции в нарратив о советском народе (по материалам ГМЭ народов СССР) // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 351–366.

Бернштам 2008 — ​Бернштам Т. А. Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и в Поволжье: XVIII–XX вв. // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. Исследования. СПб.: Наука, 2008. С. 144–202.

Гаврилова 2016 — ​Гаврилова К. А. Возвращение народной культуры народу: правильная Масленица и методическое руководство сельской самодеятельностью // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С. 27–43.

Смирнова 2001 — ​Смирнова М. А. Коллекция Архангельского общества краеведения (АКО) в фонде отдела «Русский Север» Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова // Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Архангельск: КИРА, 2001. С. 161–165.

Червонная 1999 — ​Червонная С. М. Все наши боги с нами и за нас. Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России. М.: Изд-во ЦИМО, 1999.

Чистов 1986 — ​Чистов К. В. Традиционные и вторичные формы и проблемы современной культуры // Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. С. 43–56.

Шелег 2015 — ​Шелег В. А. Севернорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции. Архангельск: Архангельский центр РГО, 2015.

Шнирельман 2006 — ​Шнирельман В. А. Быть аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX в. М.: Новое лит. обозрение, 2006.

Штырков 2011 — ​Штырков С. А. Советские корни этнического традиционализма: случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас. 2011. № 4. С. 66–79.

Щепанская 2011 — ​Щепанская Т. Б. Ржавая мерёжа: к вопросу о трансформации и вариативности традиционной культуры // Фольклор и этнография: К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 48–61.

Bendix 2009 — ​Bendix R. In Search of Authenticity: The Formation of Folklore Studies. Madison: University of Wisconsin Press, 2009.

Dann 1998 — ​Dann G. M. S. “There’s No Business Like Old Business”: Tourism, the Nostalgia Industry of the Future // Global Tourism. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1998. P. 29–43.

Dicks 2003 — ​Dicks B. Culture on Display: The Production of Contemporary Visitability. Buckingham: Open University Press, 2003.

Comaroff, Comaroff 2009 — ​Comaroff J. L., Comaroff J. Ethnicity, Inc. Chicago: University of Chicago Press, 2009.

Eriksen 2004 — ​Eriksen T. H. Traditionalism and Neoliberalism: The Norwegian Folk Dress in the 21st Century // Properties of Culture — ​Culture as Property. Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2004. P. 267–286.

Hobsbawm, Ranger 1983 — ​The Invention of Tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

Kirshenblatt-Gimblett 1998 — ​KirshenblattGimblett B. Destination Culture: Tourism, Museums, and Heritage. Berkeley: University of California Press, 1998.

Macdonald 2013 — ​Macdonald S. Memorylands. Heritage and Identity in Europe Today. L.: Routledge, 2013.

Olson 2004 — ​Olson L. J. Performing Russia: Folk Revival and Russian Identity. N. Y.; L.: Routledge Curzon, 2004.

 

Для цитирования

Мельникова Е. А. Мезенская лошадка: между традицией и брендом // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 85–96.