Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: 199034, Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3, тел. +7 (812) 328 41 22; е-mail: igorkotin@mail.ru
В статье рассматривается судьба мео Мевата. Меват — историческая область Индии, ныне включенная в состав штатов Раджастхан и Хариана. Мео — важная группа населения Мевата, имеющие признаки племенной группы и касты — эндогамной профессиональной группы. Мео номинально исповедует ислам, но до недавнего времени
многие ее представители хранили и часть индусского культурного наследия — считали себя потомками индусских героев, воспетых в эпической поэме «Махабхарата», поклонялись деревьям и колодцам, многие носили индусские имена в сочетании с титулом «Хан» (например, Рао Амрит Хан). В деревнях, где они составляли большинство землевладельцев и владели большей частью земли, т. е. политически и экономически доминировали, мео выступали как патроны и должны были покровительствовать членам других групп, преимущественно индусам и их святыням. Доминирующее положение мео в местной системе обмена услуг и товаров предполагает сохранение ряда действий, связанных с функционированием индусской кастовой системы. Как патроны (джаджманы) мео принимали результат трудов и услуг своих слуг-клиентов (каминов) в обмен на часть урожая со своих полей. Выход из системы невыгоден мео. Ведь эгалитаристские лозунги ислама, оказавшиеся востребованными беднейшей частью населения индийских деревень, здесь бы работали против мео. Мусульмане вообще — беднейшая часть жителей индийской деревни, и подчеркивать принадлежность к исламу в деревнях со смешанным населением — значит терять свой высокий социальный статус земледельца и землевладельца. Это насторожило представителей мусульманских миссий, которые особенно активны именно в Мевате. В Мевате зародилось одно из самых активных в мире прозелитических мусульманских движений «Таблиги джамаат». Усилиями активистов этого движения мео сейчас «больше» мусульмане, чем прежде, но историческую память о своем индусском прошлом они с гордостью хранят.
Азимджанова 1977 — Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле И в Индии. М., 1977.
Гусева 1988 — Гусева Н. Р. Раджастханцы. Народ И проблемы. М., 1988.
Осипов 1934 — Осипов А. М. Альварское восстание 1932—1933 годов И британский империализм // Аграрные проблемы. 1934. № 3—4. С. 134—152.
Сингх 1980 — Сингх Г. География Индии. М.,1980.
Aggarwal 1973 — Aggarwal P. C. The Meos of Rajashan and Haryana // Caste and Social Stratification among the Muslims / Imtiaz Ahmad (ed.). Delhi, 1973. P. 21—44.
Aijazuddin, Abdul 1990 — Aijazuddin A., Abdul A. Social identity and territorial organisation. A case study of the Meo landscape. Рукопись .1990.
Ali 1967 — Ali H. A. The Meos of Mewat: old neighbours of New Delhi. Oxford, 1967.
Chowdhury 1966 — Chowdhury A. H. The Freedom Movement in Mewat and Dr. K. M. Ashraf // Ashraf K. M. An Indian scholar and revolutionary&1903—1961 / ed. H. Kruger. Berlin, 1966. P. 293—336. (На яз. урду.) Лахор, б.г.
Rose 1882 — Rose H. A. A Glossary of the Tribes and Castes of the Punjab and North-West Frontier Province. Vol. III. Calcutta, 1882.
Shamsuddin 1983 — Shamsuddin Sh. Meos of India. Their customs and laws. Delhi, 1983.
Titus 1978 — Titus M. T. Indian Islam. A reigeous history of Islam in India. Delhi, 1978.
Tod 1920 — Tod J. Annals and Antiquities of Rajasthan, or the Central and Western Rajput States of India. Vol. I—III. Oxford, 1920.
Сингх 1952 — Сингх Р. Исторический Раджастхан. (На яз. хинди.) Удайпур, 1952.
Ядав 1975 — Ядав К. С. История Харианы. (На яз. хинди.) Джалланхар, 1975.
Ядав 1975а — Ядав К. Ч. История освободительного движения в Хариане. (На яз. хинди.) М., 1975.