http://orcid.org/0000-0009-5459-3829
Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Олонхо Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова:
Российская Федерация, 677077, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58;
тел.: +7(4112) 35-20-90; e-mail: georgien17@mail.ru
Светлана Никифоровна Павлова
http://orcid.org/0000-0002-2389-9659
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры перевода Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова:
Российская Федерация, 677077, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58;
тел.: +7(4112) 35-20-90; e-mail: snpavlova@mail.ru
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-генетический аспекты».
В статье рассматриваются «медные» эпитеты, образованные от номинации металла «медь», в якутских и алтайских эпических текстах. Цель статьи — определение семантики, функций данных эпитетов и выявление особенностей их функционирования в эпосах якутов и алтайцев, имеющих этническую и историческую общность в глубокой древности. Актуальность темы обусловлена ее недостаточной изученностью в сравнительно-сопоставительном ракурсе. Материалом для исследования послужили тексты якутских олонхо и алтайских эпосов. Было установлено, что эпитеты дьэс ‘красномедныйʼ (як.) — jес ‘медныйʼ (алт.), алтан ‘медныйʼ (як.) — алтын ‘золотойʼ (алт.) созвучны; совпадает часть определяемых слов эпитетов и их функционирование. Выявленные сходства подтверждают формирование этих эпосов в едином этническом и временном пространстве в глубокой древности. Также установлено, что в якутских олонхо эпитет алтан ‘медныйʼ используется, когда речь идет о мире айыы, и имеет дополнительную коннотацию ‘добротный, красивыйʼ, а эпитет дьэс ‘красномедныйʼ — когда говорится о Нижнем мире и имеет дополнительную коннотацию ‘внушающее страх, опасениеʼ. В алтайском эпосе эпитет jес ‘медныйʼ приобретает положительную или отрицательную коннотацию в зависимости от определяемого слова, обозначающего предмет, относящийся к миру людей (jес jебе, jес чирее(де), jес тайак) или подземному миру (jес сырга, jес тумчук, jес улом), отражая дуалистический характер эпического мира.
Источники и материалы
А-Б 2016 — Алтай баатырлар: Алтай кайчорчоктар = Алтайские богатыри: Алтайский героический эпос. Горно-Алтайск: Горно-Алт. тип., 2016. (Памятники эпического наследия Алтая; Т. 2).
Алтайско-русский словарь 2018 — Алтайско-русский словарь / Редколл.: А. Э. Чумакаев (отв. ред.), Н. В. Екеев, А. Н. Майзина и др. Горно-Алтайск, 2018. URL: https://www.niialt.ru/attachments/article/300/250918–1_ars_2018. pdf (дата обращения: 12.09.2020).
Вербицкий 2005 — Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка / Сост. В. И. Вербицкий. 2-е изд. Горно-Алтайск: АК-Чечек, 2005. НБ 1947 — Дьулуруйар Ньургун Боотур = Нюргун Боотур Стремительный: [олонхо] / Текст К. Г. Оросина. Якутск: Госиздат ЯАССР, 1947. На як. и рус. яз.
КК 1985 — Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур = Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо / [Сказитель И. Г. ТимофеевТеплоухов]. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1985. На як. и рус. яз.
КД 1993 — Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, 1993. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). На як. и рус. яз.
М-К 1973 — Маадай Кара: Алтайский героический эпос / Сказитель А. Г. Калкин. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1973. На алт. и рус. яз.
Пекарский 1958 — Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. 1. М.: АН СССР, 1958.
Пекарский 1959 — Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. 2, 3. М.: АН СССР, 1959.
Стеблин-Каменский 1963 — Старшая Эдда: Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна; Ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. М.: Л., 1963. URL:http://www.norge.ru/st_kam/ (дата обращения: 01.07.2022).
ЭС 1996 — Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма РАН, 1996. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). На як. и рус. яз.
Исследования
Алексеев 2008 — Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск: Наука, 2008.
Аникин 1977 — Аникин В. П. К зависимости стиля от образности: (Общетеоретические аспекты) // Фольклор: Поэтическая система. М.: Наука, 1977.
Иванов 2013 — Иванов В. Н. К вопросу о сравнительно-историческом изучении олонхо и эпоса тюркоязычных народов (постановка проблемы) // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2013. Т. 10. Вып. 3. С. 53–57.
Конунов 2014 — Конунов А. А. Поэтикостилевые закономерности в разновременных записях сказания «Алтай-Буучай» // Диалог культур: поэтика локального текста: Матер. IV Междунар. науч. конф. / Под ред. П. В. Алексеева. Горно-Алтайск: Горно-Алт. гос. ун-т, 2014. С. 319–325.
Корякина 2020 — Корякина Р. В. Эпитеты, образованные от номинаций драгоценных металлов, в якутском и алтайском эпосах // Эпосоведение. 2020. № 4 (20). С. 116–126.
Корякина 2022 — Корякина Р. В. Особенности функционирования одного эпитета в якутском и алтайском эпических текстах // Сибирский филологический журнал. 2022. № 1. С. 36–47.
Невелева 1979 — Невелева С. Л. Вопросы поэтики древнеиндийского эпоса. М.: Наука, 1979.
Орус-оол 1979 — Орус-оол С. М. Тувинские героические сказания // Тувинские героические сказания: Хунан-Кара. Боктуг-Кириш, Бора-Шэлей / Сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, 1979. С. 10–38. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 12).
Павшук 2007 — Павшук А. В. Языковая природа и функции эпитета в художественном тексте: на материале романа Асорина «Воля»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007.
Пухов 2003 — Пухов И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Эпос олонхо и эпическая поэзия саха (якутов). Якутск: Изд-во СО РАН. Якут. фил., 2003. С. 84–141.
Пухов 2004 — Пухов И. В. Якутский героический эпос-олонхо: Публикация, перевод, теория, типология: Избр. ст. Якутск: Изд-во СО РАН. Якут. фил., 2004.
Роббек 2009 — Роббек Л. В. Функционально-семантические особенности языка олонхо: лексикографический аспект: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009.
Чертыкова, Каксин 2022 — Чертыкова М. Д., Каксин А. Д. Глагольная репрезентация речи богатырей: на материале хакасского героического сказания «Албынчы» // Эпосоведение. 2022. № 2 (26). С. 5–17.
Корякина Р. В., Павлова С. Н. «Медные» эпитеты в якутском и алтайском эпосах // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 2. С. 22–33.