МАСЛО В ОБРЯДАХ И РИТУАЛЬНЫХ ТРАПЕЗАХ БЕСЕРМЯН

Альманах
Ключевые слова
масло, семейные обряды, народный календарь, народная кухня, бесермяне
Автор
Е.В. Попова
Сведения об авторе
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ПОПОВА
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д.4; тел.: +7 (462) 68-89-11; e-mail: elvpopova@yandex.ru
Аннотация

Масло в культуре бесермян имеет высокий ритуальный статус, считается лакомством, символизирует достаток, благополучие и счастье, входит, как хлеб и каша, в состав ритуальных кушаний. Масло встречается в качестве главного блюда в обрядах весенне-летнего цикла, свадебных и родильных обрядах, крестинах. Топленое масло было основным продуктом подношения во время ежегодного моления в семейно-родовых святилищах. Масло с хлебом подносили божествам и духам дома, окружающей природы. В современных трапезах отношение к маслу остается как к особому продукту. Наличие масла на столе считается символом достатка, качественной, обильной пищей, стабильности крестьянского хозяйства. Сливочное и топленое масло используется как самостоятельное блюдо, в сочетании с хлебом, медом, в составе каш, молочных супов, мучных киселей. Сохраняются традиционные технологии домашнего производства. Традиционные способы изготовления масла и его дегустация вносятся в программы этно- и агротуров. Масло наделяется такими символическими качествами, как «золотое», «желтое», «вкусное», «мягкое», оно олицетворяет легкость жизни и судьбы —  «жить как по маслу», «жить в масле». Номинации «масленый путь», «дорога как по маслу» олицетворяют удачливость в пути, скорое возвращение. Символические качества масла старались перенести на предметы, урожай, судьбу и внешность человека. Обозначение масла встречается в названиях трапез и обрядов. Многие семантические параллели, использование масла встречаются в культуре народов региона, близких по типу хозяйства, отчасти традиционному мировоззрению и мифологии.

Список литературы

Антуганов 1920  — Антуганов . Бесерманьёс . 1920-е годы // Научно-отраслевой архив Удмурт. ин-та истории, языка и литературы УрО РАН. Рукописный фонд. Оп. 2Н. Д. 391.

Верещагин 2000  — Верещагин Г.Е. Очерки воспитания детей у вотяков // Верещагин Г.Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 2. Вып. 1. Ижевск, 2000. С. 14–82. (Памятники культуры).

Владыкина 1998 — Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск, 1998.

Владыкина 2009 — Владыкина Т.Г. Языковые клише ритуализированных норм поведения удмуртов // Социальные и эстетические нормативы традиционной культуры. М., 2009. С. 34–41. 

Владыкина, Глухова 2011 — Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: Обряды и  праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011.

Гаврилов 1880  — Гаврилов Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и  Вятской губерний. Казань, 1880.

Петров, Сепеев 2013 — Петров В.Н., Сепеев Г.А. Пища и  утварь  // Марийцы. ЙошкарОла, 2013. С. 185–192.

Попова 1998 — Попова Е.В. Семейные обычаи и  обряды бесермян (конец XIX  — 90-е годы ХХ в.). Ижевск, 1998.

Попова 2008 — Попова Е.В. Плацента в системе сакральных представлений бесермян  // Народная медицина в  системе культурной адаптации населения Европейского Севера: итоги и перспективы междисциплинарных исследований. Сыктывкар, 2008. C. 177–189.

Попова 2011  — Попова Е.В. Культовые памятники и  сакральные объекты бесермян. Ижевск, 2011.

Салмин 2010  — Салмин А.К. Традиционные обряды и верования чувашей. СПб., 2010.

Сатрапинский 1854  — Сатрапинский К.А. Вотяки и бесермяне, проживающие в приходе и селе Укан Глазовского уезда // Архив Русского географического общества. Р. 10. Оп. 1. 1854 г. Д. 48.

Трофимова 1991  — Трофимова Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Блюда удмуртской кухни. Ижевск, 1991.

Уляшев 2011  — Уляшев О.И. Хроматизм в фольклоре и мифологических представлениях пермских и обско-угорских народов. Екатеринбург, 2011.

Христолюбова 1984  — Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов. Ижевск, 1984.

Христолюбова 2004  — Христолюбова Л.С. Мифологизмы повседневности  // Удмуртская мифология. Ижевск, 2004. С. 111–119.

Чудова 2008  — Чудова Т.И. Кухня коми (зырян): Этнографический словарь. Сыктывкар, 2008.

Штейнфельд 1894 — Штейнфельд Н.П. Бесермяне: Опыт этнографического исследования // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895. Вятка, 1894. С. 220–259.