Лесные женщины в охотничьих рассказах коми-зырян

Альманах
Ключевые слова
фольклор, коми-зыряне, промысловая субкультура, демонология, измененные состояния сознания
Автор
А.В. Панюков
Сведения об авторе
Анатолий Васильевич Панюков
https://orcid.org/0000-0003-1623-9940
Кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН:
Российская Федерация, Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26;
тел.: +7 (8212) 20-17-02; e-mail: apankomisc@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2024.25.1.010
Благодарность

Работа выполнена в рамках плановой темы НИР (рег. № 121051400044-2).

Аннотация

Статья представляет читателю небольшую подборку демонологических рассказов о столкновениях охотников с демонами-женщинами. Дана краткая сюжетно-тематическая характеристика текстов, выделены две основные составляющие охотничьего репертуара: «открытая», направленная на широкую аудиторию, и «закрытая», бытующая в самой субкультуре или в семейном кругу охотника. Первая составляющая представлена здесь демонологическими рассказами, воспроизводящими известную на Русском Севере бывальщину о мнимой жене, разорвавшей на глазах охотника родившегося ребенка. Более «закрытую» часть нарративного репертуара составляют рассказы биографического характера, транслируемые в узкой среде самих охотников или в кругу семьи, обретая статус семейного фольклора. Эти нарративы отличаются и поэтикой, и содержанием, связанным с личными переживаниями необъяснимых явлений. Автором обозначена перспективная тема изучения подобных сюжетов в контексте исследования измененных состояний сознания, отраженных и в приведенных текстах. Промысловая жизнь часто проходит на пределе адаптивных возможностей человека и порождает факторы, способные индуцировать попадание в измененные состояния сознания, сопровождаемые теми или иными расстройствами восприятия (иллюзиями, галлюцинациями), что не могло не отразиться и в демонологических представлениях.

Список литературы

Источники и материалы

Айвазян, Якимова — Айвазян С., Якимова О. Указатель сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://ruthenia.ru/folklore/ ayvazan1.htm. (дата обращения: 12.12.2023).

Власова 2008 — Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий. СПб.: Азбука-классика, 2008.

Зиновьев — Зиновьев В. П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://ruthenia.ru/folklore/ zinoviev1.htm (дата обращения: 12.12.2023).

Канева, Сомсиков, Шомысов 2016 — Канева Т. С., Сомсиков Р. А., Шомысов Д. И. УстьЦилемские «лесные» рассказы (по материалам Фольклорного архива Сыктывкарского университета) // Palaeoslavica International Journal for the Study of Slavic Medieval Literature, History, Language and Ethnology. 2016. Vol. 24. № 1. P. 190–231.

Лимеров 2005 — Му пуксьöм — Сотворение мира / Авт.-сост. П. Ф. Лимеров. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2005.

Налимов 2010 — Налимов В. П. Очерки по этнографии финно-угорских народов. Ижевск; Сыктывкар: УИИЯЛ, 2010.

Образцы 1971 — Образцы коми зырянской речи / Сост. Т. И. Жилина, В. А. Сорвачева. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1971.

ФФ ИЯЛИ — Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ.

 

Исследования

Ильина, Уляшев 2016 — Ильина И. В., Уляшев О. И. Формирование мужчины в рамках традиционных представлений о мужском пути «морттуй» у коми-зырян // Sator: Фольклористика Коми: тексты, исследования. Тарту: Науч. изд-во ЭЛМ, 2016. С. 33–66.

Лимеров 2009 — Лимеров П. Ф. Образ Богини-Матери в мифологии коми: к проблеме реконструкции // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири: Сб. ст. памяти Юго Юльевича Сурхаско. Петрозаводск: Кан. науч. центр РАН, 2009. С. 184–200.

Панюков 2019 — Панюков А. В. Демонология измененных состояний сознания: к проблеме сюжета // Семиозис и культура: человек в современном коммуникативном пространстве: Колл. монография: Текстовое науч. электрон. изд-е на компакт-диске / Под ред. проф. Л. В. Гурленовой, проф. Н. Ф. Зюзева. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. С. 74–84.

Панюков 2020 — Панюков А. В. Демонология измененных состояний сознания: нарративный транс // Семиозис и культура: человек, общество, культура и процессы социальной трансформации: XIV Междунар. науч. конф. (6–7 декабря 2019 г., г. Сыктывкар): Сб. матер.: Текстовое науч. электрон. изд-е на компактдиске / Отв. ред. Н. А. Волокитина. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. С. 77–88.

Уляшев 1999 — Уляшев О. И. Вир (Кровь) // Мифология коми: Энциклопедия уральских мифологий. М.; Сыктывкар: ДИК, 1999. Т. І. С. 107–109.

Щепанская 2003 — Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

Fokos-Fuchs 1951 — Fokos-Fuchs D. R. Volksdichtung der Komi (Syrjänen). Budapest, 1951.

Для цитирования

Панюков А. В. Лесные женщины в охотничьих рассказах комизырян // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 1. С. 150–162.