https://orcid.org/0000-0002-4444-6077
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Международного центра исламских исследований:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3;
тел.: +7 (812) 328-08-12; e-mail: pankov@almaqam.ru
В статье на примере рассказов об осквернении святынь исследуется процесс конструирования сакральных пространств, создаваемых на месте мазаров — усыпальниц мусульманских подвижников, мавзолеев правителей и других мест паломничества в Центральной Азии. Одним из основных антропогенных элементов, составляющих структуру сакрального пространства мазара, служат нарративы о них, в том числе рассказы об их осквернении и возмездии высших сил за содеянное. В статье утверждается, что данная группа преданий и легенд, как и весь корпус текстов, сложившихся вокруг мазаров, выполняет ряд прагматических целей, одна из которых — конструирование сакрального. Предложен вариант объяснения структуры данного типа фольклорного текста и функционального значения ее частей в рамках теории В. Я. Проппа. Сакральное пространство представлено как результат синергии божественного и антропогенного факторов, для обозначения которых используются два предложенных А. М. Лидовым понятия: иерофания и иеротопия. Рассказы об осквернении святынь рассматриваются как элемент «иеротопического проекта» по конструированию сакрального пространства.
Источники и материалы
Гольдциер 1938 — Гольдциер И. Культ святых в исламе. М.: Гаиз, 1938. Лейн 1863 — Лейн Э. Арабско-английский словарь. Лондон: И. Б. Торис, 1863.
Массон 2003 — Массон М. Е. Мавзолей ГурЭмир // Тамерлан / Авт.-сост. А. И. Будаков, С. А. Шумов и др. М.: Крафт+, 2003. С. 183–206.
ПМА — Полевые материалы автора (выезды в Узбекистан в 2015–2019 гг.).
Торкаман 2009 — Торкаман А. Э. Мудрецы Востока. Махачкала: Планета-Дагестан, 2009.
Исследования
Кайуа 2003 — Кайуа Р. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003.
Лидов 2006 — Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М.: Индрик, 2006.
Огудин 2002 — Огудин В. Л. Места поклонения Ферганы как объект научного исследования // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 63–79.
Панков 2018 — Панков И. А. Культ святых в исламе: социальное пространство мазара // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. № 9. С. 139–154.
Панченко 1998 — Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998.
Пропп 1998 — Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. С. 28–69.
Пропп 2001 — Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001.
Резван 2001 — Резван Е. А. Коран и его мир. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.
Резван 2012 — Резван Е. А. Паломничество как функция транспортного коридора (по материалам экспедиций МАЭ РАН 2008– 2011 гг.) // Центральная Азия: традиция в условиях перемен. Вып. III. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 244–269.
Резван 2019 — Резван Е. А. Ветхо- и новозаветный пантеон в Коране: пути и источники формировнаия (по материалам экспедиционного выезда 2017 г. в Иорданию) // Ex Oriente lux. К 75-летию М. Б. Пиотровского. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. С. 214–233.
Снесарев 1983 — Снесарев Г. П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983.
Тен 2014 — Тен В. В. Миф и сказка: генезис и дифференциация // Международный журнал исследования культуры. 2014. № 5. С. 72–78.
Трофимова 2014 — Трофимова К. Конструирование священных мест в мультикультурной среде: пример святилища «Зайде Башче» в Нише (Сербия) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 204–230.
Штырков 2006 — Штырков С. А. Рассказы об осквернении святынь // Традиционный фольклор Новгородской области. СПб.: Тропа Троянова, 2006. С. 208–232.
Элиаде 1994 — Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Юрчук, Казаков 2016 — Юрчук Л. А., Казаков И. В. Псковские легенды о «деревенских святынях» (по матер. фольклорного архива Псковского гос. ун-та) // Традиционная культура и фольклор. Сер. Социальногуманитарные науки. 2016. № 4. С. 51–63.
Панков И. А. Легенды об осквернении святынь как элемент структуры сакрального пространства мазара // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 148–159.