Лечебные приемы и атрибуты лекарей в эпических произведениях тюрко-монгольских народов: к истокам целительских практик

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
тюрко-монгольские народы, народная медицина, целитель, лечебные практики, эпос
Автор
М.М. Содномпилова, С.Д. Гымпилова
Сведения об авторе
Марина Михайловна Содномпилова
https://orcid.org/0000-0003-0741-0494
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-32-51; e-mail: sodnompilova@yandex.ru

Сэсэгма Дмитриевна Гымпилова
https://orcid.org/0000-0002-4251-3379
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-32-51; e-mail: gymps70@yandex.ru

Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.4.009
Благодарность

Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19–09– 00120) «Традиционные медицинские знания монгольских народов в ретроспективе и в будущем».

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей лечебных приемов и атрибутов лекарей в эпических текстах тюрко-монгольских народов. В исследовании применялся сравнительно-исторический метод, который помог выявить общие черты в понимании и осмыслении целительских приемов, образов и атрибутов лекарей, а также метод культурно-исторической реконструкции, позволивший определить логику архаических воззрений. Целительские способности в той или иной степени, как и способности к магии, обнаруживаются у разных персонажей известных эпических произведений кочевников тюрко-монгольского мира, будь то главный герой или персонаж второго плана. Сюжеты эпических произведений показывают, что целительство было обыденным явлением в жизни героев. Самыми сильными лекарями выступают женщины — ​дочери небожителей и могущественных земных ханов, главные эпические герои, представители живой природы — ​животные, птицы, змеи, рыбы. В целом в эпических произведениях тюрко-монгольских народов отражены некоторые лечебные приемы, которые использовались еще в начале ХХ в., а некоторые из них применяются и современными целителями. В частности, это прием сакрального очищения пациента от скверны с использованием воды священных родников, огня, камней с почитаемых сакральных гор, коры, веток священных растений и трав.

Список литературы

Источники и материалы

Айдурай Мэргэн 1979 — ​Айдурай Мэргэн: Бурятский улигер / Зап. Ц. Жамцарано от сказителя Б. Булдаева; Подгот. текста, пер., предисл. и прим. М. П. Хомонова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1979.

Аламжи Мэргэн молодой 1991 — ​Бурятский героический эпос; Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. Т. 2 / Сказитель Елбон Шалбыков; Вступ. ст., подгот. текстов, пер., коммент. М. И. Тулохонова. Новосибирск: Наука, 1991. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Алтан Шагай 1983 — ​Алтан Шагай: Бурятское героическое сказание в двадцати восьми песнях о чудесах и приключениях, о доблести и коварстве, о чудовищах и героях, о вражде и дружбе, о живой воде, о старине, о битвах и подвигах богатырей Алтан Шагая и его сына Албат Мэргэна / Зап. А. К. Богданова от сказителя Б. Мосоева; Поэт. пер. и предисл А. Преловского; Подстроч. пер. и коммент. Е. Н. Кузьминой. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во,1983. Алтан

Шагай хyбyyн 1972 — ​Алтан Шагай хубуун // Бyхy хара хубуун. Yльгэрнyyд / Зап. Ц. Жамцарано от Х. Терентьева. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972.

Басилов 1992 — ​Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.

Бурчина 2007 — ​Бурчина Д. А. Героический эпос унгинских бурят: Указатель произведений и их вариантов. Новосибирск: Наука, 2007.

Бутанаев 1999 — ​Бутанаев В. Я. Хакасскорусский историко-этнографический словарь. Абакан: Хакасия, 1999.

Бутанаев 2006 — ​Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2006.

Бутанаев, Монгуш 2005 — ​Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005.

Галданова 1987 — ​Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987.

Галданова 1992 — ​Галданова Г. Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки (вторая половина XIX — ​первая половина XX в.). Новосибирск: Наука, 1992.

Джангар 1940 — ​Джангар. Калмыцкий народный эпос. М.: Худож. лит., 1940. ДТС 1969 — ​Древнетюркский словарь / Под ред. В. М. Наделяева и др. М.; Л.: Наука, 1969.

Мэнэс 1992 — ​Мэнэс Г. Материалы по традиционной похоронной обрядности захчинов МНР конца XIX — ​начала ХХ в. // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 112–127.

Петри 1924 — ​Петри Б. Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. Вып. 2. Иркутск: Первая Гостипография, 1924. С. 98–126.

Пюрбеев 2001 — ​Большой академический монгольско-русский словарь: В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001.

Пюрбеев 2002 — ​Большой академический монгольско-русский словарь: В 4 т. Т. 4 / Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. M.: Academia, 2002.

Скрябин 1911 — ​Скрябин К. И. Лечение ударами нагайкой у киргизов // Исторический вестник. 1911. № 8. С. 598–601.

Фиельструп 2002 — ​Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. М.: Наука, 2002.

Хангалов 1958 — ​Хангалов М. Н. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958.

Хангалов 1959 — ​Хангалов М. Н. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959.

Черемисов 1973 — ​Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1973.

Юдахин 1985а — ​Юдахин К. К. Киргизскорусский словарь. Кн. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1985.

Юдахин 1985б — ​Юдахин К. К. Киргизскорусский словарь. Кн. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1985.

 

Исследования

Бакаева 2003 — ​Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: Джангар, 2003.

Бакаева 2017 — ​Бакаева Э. П. Семантика традиционного костюма ойратов и калмыков и современные художественные традиции. Элиста: КалмНЦ РАН, 2017.

Бертагаев 1973 — ​Бертагаев Т. А. Культ богини-матери и огня у монгольских племен // Советская этнография. 1973. № 6. С. 120–126.

Галданова 1980 — ​Галданова Г. Р. Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме // Советская этнография. 1980. № 3. С. 94–100.

Доронин 2016 — ​Доронин Д. Ю. Белый конь на гребне горы: структура и маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев // Вестник РГГУ. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12 (21). С. 115–134.

Дугаров 1991 — ​Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991.

Дьяконова 1981 — ​Дьяконова В. П. Предметы к лечебной функции шаманов Тувы и Алтая // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. T. XXXVII. Л.: Наука, 1981. С. 138–152.

Жамбалова, Суворова 2017 — ​Жамбалова С. Г., Суворова А. С. Погребальная обрядность бурят: традиции, трансформации, возрождение (XIX — ​начало XXI в.). Иркутск: Оттиск, 2017.

Захарова 2004 — ​Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). Новосибирск: Наука, 2004.

Михайлов 1980 — ​Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск: Наука, 1980.

Миягашева 2019 — ​Миягашева С. Б. Семантика лечебного ритуального танца адай у монгольских народов // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. 2019. № 3 (35). С. 102–109.

Николаева 2007 — ​Николаева Д. А. Культ матери-прародительницы в традиционной культуре бурят // В мире традиционной культуры бурят: Сб. ст. Вып. 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. С. 202–240.

Очир-Горяева 2004 — ​Очир-Горяева М. А. О зверином стиле в героическом эпосе «Джангар» // «Джангар» и проблемы эпического творчества: Матер. Междунар. науч. конф. Элиста: Джангар, 2004.

Потапов 1969 — ​Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969.

Скрынникова 2002 — ​Обряды в традиционной культуре бурят / Отв. ред. Т. Д. Скрынникова. М.: Вост. лит., 2002.

Соломатина 2007 — ​Соломатина С. Н. Река в мифоритуальной традиции тувинцев // Реки и народы Сибири: Сб. науч. cт. / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Наука, 2007. С. 158–182.

Allsen 1996 — ​Allsen T. Spiritual Geography and Political Legitimacy in the Eastern Steppe // Ideology and the Formation of Early States / Ed. by H. J. M. Claessen, J. G. Oosten. Leiden: E. J. Brill. P. 116–135.

Для цитирования

Содномпилова М. М., Гымпилова С. Д. Лечебные приемы и атрибуты лекарей в эпических произведениях тюрко-монгольских народов: к истокам целительских практик // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 4. С. 112–122.