https://orcid.org/0000-0002-6514-5601
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6;
тел.: +7 (495) 250-69-31; e-mail: pena.talya@gmail.com
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 14–18–00590-П «Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование».
В 1920-е гг. в СССР проходили многочисленные социальные, политические, экономические преобразования, пережить и осмыслить которые предстояло советским гражданам. Нехватка официальной информации о происходившем нередко способствовала активизации слуховой коммуникации. В статье рассматриваются слухи о коллективизации, выступавшие одним из проявлений реакции населения Советского государства на масштабные социальные и экономические реформы конца 1920–1930-х гг. Основным источником выступают информационные сводки ОГПУ о политических настроениях, дополняемые данными прессы (на примере журнала «Безбожник»), «писем во власть», мемуаров. Опосредованный характер, отрывочность представленных в данных письменных документах фольклорных сведений делает весьма затруднительным полный текстовый анализ таких форм, однако остается возможность вычленить «семантические осколки» исходных текстов в виде отдельных мотивов. В выявленных нами текстах о коллективизации актуализируются мифологические модели «доброго царя» и «золотого века», перечисляются признаки грядущего конца света, божественной кары за грехи и пр. применительно к событиям 1920–1930-х гг. Слухи и толки о коллективизации иллюстрируют неподцензурную фольклорную реакцию на событийные реалии. В ситуации тотальных социополитических изменений раннесоветской эпохи она была одним из способов осмысления и соотнесения этих нововведений с традиционной картиной мира. Немаловажную роль в построении не противоречащих коллективному опыту объяснительных схем играли готовые фольклорно-мифологические модели, наполнявшиеся актуальными деталями (именами, событиями).
Архипова 2012 — Архипова А. С. Последний «царь-избавитель»: советская мифология и фольклор 20–30-х гг. XX в. // Антропологический форум. 2012. № 12, оnlinе. URL: http://anthrоpоlоgiе.kunstkamеra.ru/filеs/ pdf/012оnlinе/12_оnlinе_arkhipоva.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
Ахметова 2010 — Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М., 2010.
Бессонов 2009 — Бессонов И. А. Слухи и толки времен коллективизации и раскулачивания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2–3. С. 23–25.
Бессонов 2014 — Бессонов И. А. Русская народная эсхатология: История и современность. М., 2014.
Верт 2010 — Верт Н. Террор и беспорядок: Сталинизм как система. М., 2010.
Веселова 2001 — Веселова И. С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции: Автореф. дис. … канд. филол. наук М., 2001. URL: http://www.ruthenia. ru/folklore/veselova6.html (дата обращения: 15.05.2018).
Виола 2010 — Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010.
Гайлит 2006 — Гайлит О. А. Вести, пророчества, чудеса: К вопросу о религиозных сюжетах в слухах 1920–1930-х годов // Вестник церковной истории. М., 2006. Вып. 4. С. 142–149.
Джонстон 2011 — Джонстон Т. Слухи в СССР сталинского времени // Слухи в России XIX–XX веков. Неофициальная коммуникация и «крутые повороты» российской истории. Челябинск, 2011. С. 18–27.
Левкиевская 2009 — Левкиевская Е. Е. Слухи как речевой жанр: Аннотация лекции на Весенней школе-2009 «Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования» // Фольклор и постфольклор: струткура, типология, семиотика. URL: http://www. ruthеnia.ru/fоlklоrе/ls09_prоgram_lеvkiеvskaya. htm (дата обращения: 16.05.2018).
Осетрова 2011 — Осетрова Е. Слухи в современной социокультурной среде: историографический обзор // Антропологический форум. 2011. № 15, online. С. 55–82. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/
pdf/015online/osetrova.pdf (дата обращения: 05.05.2018).
Панченко 2002 — Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.
Петрова 2012 — Петрова Н. С. Сезонная активность антихриста (эсхатологические настроения в Рязанском округе в 1929–1930 гг.) // Антропология. Фольклористика. Социолингвистика: Матер. конф. студентов и аспирантов. СПб., 2012. С. 74–77.
Петрова 2013 — Петрова Н. С. Апокалиптическая перепись 1937 г. // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве. М., 2013. С. 179–187.
Смит 2005 — Смит С. Небесные письма и рассказы о лесе: «суеверия» против большевизма // Антропологический форум. 2005. № 3. С. 280–306.
Фицпатрик 2001 — Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне: Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. М., 2001.
Чистов 2003 — Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и функции социальноутопических легенд). СПб., 2003