https://orcid.org/0000-0002-9352-7367
Доктор философских наук, главный научный сотрудник Лаборатории комплексных буддийских исследований Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова:
Российская Федерация, 358000, г. Элиста, ул. А. С. Пушкина, д. 11;
тел.: +7 (84722) 4-10-05; e-mail: baazr@mail.ru
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-4803026, https://rscf.ru/project/24-48-03026/.
В древней культуре монгольских народов существовали устойчивые универсалии, на основе которых была сформирована этническая картина мира. Материалом для изучения подобных явлений служат тексты эпических сказаний, среди которых наиболее перспективными для анализа являются разностадиальные образцы эпических текстов западных монголов (ойратов). Ойратские эпопеи принято подразделять на два вида — архаические тууль-улигеры и классический эпос. К архаическим тууль-улигерам исследователи относят эпические тексты с мифологической парадигмой. К классическому эпосу — калмыцкий «Джангар», в котором мифологическая составляющая не является главенствующей. Для анализа ключевых универсалий в данной статье выбран эпический текст «Лучший из мужей трехлетний Мекеле». Текст этого сказания был записан в 1879 г. в Западной Монголии Г. Н. Потаниным у ойратского сказителя Сарысана. По мнению исследователей, ценность текста снижена тем, что было зафиксировано только русское изложение сказания, но не оригинальный текст. Между тем это эпическое повествование представляет собой уникальный образец архаического эпоса как по своему обширному объему, так и по сложному содержанию. Пробная разбивка на строки прозаического текста русского изложения составила более четырех тысяч строк. По содержанию сказание представляет раннюю форму эпоса со сложным многоходовым сюжетом и более поздними вкраплениями. Сюжет его построен на основе двенадцати традиционных элементов богатырской биографии героя, но по структуре и содержанию выходит далеко за его рамки. Введение в научный оборот реконструированного текста эпического сказания «Лучший из мужей трехлетний Мекеле» не только расширит представление об эпическом творчестве ойратов, но и увеличит возможность для сравнительного исследования разностадиальных эпических произведений.
Источники и материалы
Владимирцов 1923 — Монголо-ойратский героический эпос / Пер., вступ. ст. и прим. Б. Я. Владимирцова. Пг.; М.: Гос. изд-во, 1923.
Джангар 1999 — Джангар (Малодербетская версия) / Сводный текст, пер., вступ. ст., коммент., словарь А. Ш. Кичикова. Элиста: КалмГУ, 1999.
Потанин 1883 — Потанин Г. Н. Ирин Сайн Гунын Настай Мекеле // Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1876–1877 гг. Вып. 4. Материалы этнографические. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. С. 429–486.
Исследования
Аюпов 2012 — Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение: Монография. Алматы: КазНПУ им. Абая: Изд-во «КИЕ», 2012
Бичеев 2018 — Бичеев Б. А. О записи песен «Джангара»: (Отчет Н. О. Очирова) // Монголоведение. 2018. № 10. С. 143–162.
Бичеев 2023 — Бичеев Б. А. Обряд «сажания на коня» ойратов Синьцзяна // Этнография. 2023. № 2 (20). С. 93–110.
Жирмунский 1974 — Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974.
Кичиков 1978 — Кичиков А. Ш. О туульулигерном эпосе (к постановке вопроса) // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: КалмНИИИЯЛИ, 1978. С. 3–6.
Кичиков 1997 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар»: Сравнительно-типологическое исследование памятника. 3-е изд., репр. М.: Вост. лит., 1997.
Мелетинский 1968 — Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968.
Михайлов 1971 — Михайлов Г. И. Опыт реконструкции калмыцкой былины // Проблемы фольклора монгольских
народов. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1971. С. 153–234.
Неклюдов 1977 — Неклюдов С. Ю. Жанровотипологическое сопоставление бурятского героического эпоса и русской былины // Фольклор. Поэтическая система / Под ред. А. И. Баландина, В. М. Гацака. М.: Наука, 1977. С. 126–134.
Неклюдов 1984 — Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М.: Гл. ред. вост. лит., 1984.
Неклюдов 2019 — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019.
Раднабхадра 1999 — Раднабхадра. Лунный свет. История рабджам Зая-пандиты / Факсимиле рукописи, пер. с ойрат. Г. Н. Румянцева и А. Г. Сазыкина. Транслитерация текста, предисл., прим. и указатели А. Г. Сазыкина. СПб.: Петерб. востоковедение, 1999.
Сутра Белого старца 2023 — Сутра Белого старца на «ясном письме»: Исследование, перевод, транслитерация, комментарии, факсимиле / Под ред. Н. В. Ямпольской, Н. С. Яхонтовой. М.: Наука: Вост. лит., 2023.
Федорова 2023 — Федорова Л. В. Тенгризм: Монография. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2023.
Бичеев Б. А. Ключевые универсалии ойратского эпоса «Лучший из мужей трехлетний Мекеле» // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 4. С. 56–69.