Хуннское эхо в бурятском эпосе

Альманах
Ключевые слова
фольклор, эпическая традиция, хуннская эпоха, мотив борьбы за власть, Прибайкалье
Автор
Б.С. Дугаров
Сведения об авторе
Баир Сономович Дугаров
https://orcid.org/0000-0001-6885-7658
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН:
Российская Федерация, 670042, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-35-51; e-mail: khairkhan@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.2.001
Аннотация

В статье рассматриваются два бурятских сказания — «Нарин хузуун Гулдэмэй» и глава об Аксагалдае из эпопеи «Абай Гэсэр-хубун» — в сравнении с рассказом о воцарении хуннского вождя Модэ (234–174 до н. э.), изложенным столетие спустя китайским хронистом Сыма Цянем в его «Исторических записках». Этот рассказ, по мнению историка-хунноведа Н. Н. Крадина, является по своему происхождению фольклорным произведением, записанным от хуннского сказителя. В результате сопоставительного анализа всех трех вышеназванных нарративов выясняется их смысловое и сюжетное сходство, которое определяется прежде всего мотивом борьбы за власть и престолонаследие. Данный мотив особенно ярко проявляется в относящемся к «воинскому» циклу сказании «Нарин хузуун Гулдэмэй», в котором сохранилось название хуннского титула шаньюй в качестве почетного прозвища одноименного героя. А в сказании об Аксагалдае конфликт старшего дружинника с правителем (Гэсэром) сопряжен с мотивом предательства и стремления к власти, что также находит фигуральное созвучие с легендой о Модэ. В целом основной мотив (борьба за власть) реализуется как тема трех рассмотренных в данной статье эпических сюжетов. Они в совокупности указывают на феномен устной традиции как источник и хранилище исторической памяти у центральноазиатских кочевников. Что касается бурятских сказаний, то они, бытуя на периферии Великой Степи в условиях горно-таежного Прибайкалья, способствовавших длительной архаизации эпического фольклора, сумели сохранить уникальный отголосок хуннских времен.

Список литературы

Источники и материалы

Абай Гэсэр-хубун 1961 — Абай Гэсэр-хубун: Эпопея (эхирит-булагатский вариант). Ч. 1 / Подгот. текста, пер. и прим. М. П. Хомонова. Отв. ред. И. А. Ким. АН СССР; Сиб. отдние. БКНИИ. Улан-Удэ, 1961.

Абай Гэсэр Богдо хаан 1995 — Абай Гэсэр Богдо хаан: Буряадай морин yльгэр / Сост. С. П. Балдаев; Подгот. текста М. И. Тулохонов, Д. Д. Гомбоин; Науч. ред. А. И. Уланов. РАН. Сиб. отд-ние. БИОН; ВАРК. Улан-Удэ, 1995.

Аламжи Мэргэн 1991 — Аламжи Мэргэн: Бурятский героический эпос. Новосибирск: Наука, 1991.

Багинов — Багинов K. B. Бурятский фольклор // Государственный литературный музей. Фольклорный архив. Ф. 3. Д. 1. (Москва).

Банзаров 1955 — Банзаров Д. Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

Бичурин 1950 — Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

Владимирцов 1934 — Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Л.: Изд-во АН СССР, 1934.

Владимирцов 2002 — Владимирцов Б. Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. М.: Вост. лит., 2002. Владимирцов 2003 — Владимирцов Б. Я. Работы по литературе монгольских народов. М.: Вост. лит., 2003.

Дементьев 1951 — Дементьев Г. П. Соколакречеты. М.: Изд-во Моск. общ-ва испытателей природы, 1951.

Джангар 1990 — Джангар: Калмыцкий героический эпос. М.: Наука: ГРВЛ, 1990.

Дугаров 1980 — Дугаров Д. С. Нарин хузуун Гулдэмэй. Улигеры // Дугаров Д. С. Бурятские народные песни: (Песни западных бурят). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1980. C. 172–177.

Жирмунский 1974 — Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос: Избранные труды. Л.: Наука, 1974.

Жирмунский 1979 — Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979.

Козин 1941 — Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

Куртин 1909 — Curtin J. A Journey in Southern Siberia. The Mongols, their Religion and their Myths. Boston, 1909.

Лорд 1994 — Лорд А. Б. Сказитель. М.: Вост. лит., 1994.

Материалы 1968 — Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Вып. 1 / Введ., пер. и прим. В. С. Таскина. М.: Наука, 1968.

Материалы 1973 — Материалы по истории сюнну (по китайским материалам). Вып. 2. Введ., пер. и коммент. В. С. Таскина. М.: Наука, 1973. Нарин хузуун

Гулдэмэй 1990 — Нарин хузуун Гулдэмэй // Серебряная коновязь: Бурятские улигеры / Пер. В. Бояринова; Предисл. М. Хомонова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. С. 54–94.

Пропп 1976 — Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.

Поппе 1941 — Поппе Н. Н. Бурят-монгольский героический эпос. М.; Л., 1941 г. // Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Ф. Поппе Н. Н. Фольклор. № 545.

Санжеев 1937 — Санжеев Г. Д. Монгольская повесть о хане Харангуй. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937.

Хара Даван 1991 — Хара Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.

Щербак 1959 — Щербак А. М. Огуз-наме. Мухаббат-наме. Памятники древнеуйгурской и староузбекской письменности. М.: Изд-во вост. лит., 1959.

 


Исследования

Азбелев 1982 — Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982.

Бурыкин 2013 — Бурыкин А. А. Мотив «зверь, перегрызающий тетивы луков» в русском, сибирском и дальневосточном фольклоре // Проблемы центральноазиатского фольк­лора: вербальный текст и этнокультурные традиции. Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2013. С. 71–79.

Ким 1965 — Ким Н. В. Материалы Ланганса о культуре и быте бурят // Культура и быт народов Бурятии: Этнографический сборник. Вып. 4. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1965. С. 145–156.

Кляшторный 2000 — Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000.

Короглы 1976 — Короглы Х. Огузский героический эпос. М.: Наука: ГРВЛ, 1976.

Крадин 2001 — Крадин Н. Н. Империя Хунну. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001.

Кузьмина 2019 — Кузьмина Е. Н. Отражение архетипических моделей в «loci communes» героических сказаний народов Сибири // Сибирский филологический журнал. 2019. № 2. С. 18–25.

Митрошкина 1995 — Митрошкина А. Г. Личные имена бурят. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1995.

Невелева 1975 — Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского пантеона. М.: Наука: ГРВЛ, 1975.

Неклюдов 1986 — Неклюдов С. Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Южной Сибири // Mongolica: Памяти академика Б. Я. Владимирцова (1884– 1931). М.: Наука: ГРВЛ, 1986. С. 66–79.

Путилов 1975 — Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В. Я. Проппа / Сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. М.: Наука, 1975. С. 141–156.

Путилов 1988 — Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988.

Симаков 1998 — Симаков Г. Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии. СПб.: Петерб. востоковедение, 1998.

Скрынникова 1998 — Скрынникова Т. Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов // Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). Вып. 3. М.; Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1998. С. 106–161.

Сухбаатар 1980 — Сухбаатар Г. Монголчуудын эртний овог. Улаанбаатар: Улсын Хэвлэлийн Газар, 1980.

Сыма Цянь 2002 — Сыма Цянь. Исторические записки: Ши цзи. Т. 8. М.: Вост. лит., 2002.

Таскин 1986 — Таскин В. С. О титулах шаньюй и каган // Mongolica: Памяти академика Б. Я. Владимирцова (1884–1931). М.: Наука: ГРВЛ, 1986. С. 213–218.

Трепавлов 1995 — Трепавлов В. В. Дружина в бурятских улигерах (эпическая версия формирования военной знати) // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. С. 76–84.

Хомонов 1995 — Хомонов М. П. Гэсэриада — эпос мирового значения // Гэсэриада — духовное наследие народов Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. С. 14–18.

Церенов 2018 — Церенов В. З. Хуннские сюжеты в эпосе «Джангар» // Mongolica. Т. 21. 2018. С. 71–74.

 

Для цитирования

Дугаров Б. С. Хуннское эхо в бурятском эпосе // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 2. С. 11–21.