ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ГЭЛЬСКОГО МИРА: ЖЕНСКИЙ ПЕСЕННЫЙ ОБРЯДОВО-ТРУДОВОЙ КОМПЛЕКС ВАЛЯНИЯ ТВИДА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ШОТЛАНДСКИХ ГЭЛОВ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
песни для валяния твида, песенный обрядово-трудовой комплекс, музыкальный фольклор шотландских гэлов, традиционная культура гэлов Шотландии, ручное изготовление шерстяной ткани
Автор
Ю.С. Овчинникова
Сведения об авторе
ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА ОВЧИННИКОВА
Кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1; тел.: +7 (903) 750-64-49; e-mail: julia.barkova@gmail.com
Аннотация

Статья посвящена исследованию гэльских народных песен для валяния твида в традиционной культуре Шотландии. Автор предпринимает попытку культурологической интерпретации данного феномена, осмысляя его как женский песенный обрядово-трудовой комплекс. В статье последовательно рассматриваются особенности ручного изготовления твида в гэльской традиции, своеобразие музыкально-песенного со- провождения валяния шерстяной ткани, вербальная магия и импровизационное начало изучаемых песен, мифологическое и музыкально-поэтическое своеобразие обряда освящения твида. Осмысление песенной составляющей традиционной технологии валяния твида в ее динамике дает основание говорить о своеобразном континууме музыкально- поэтического «полотна», соединяющего Прошлое, Настоящее и Будущее гэльского мира. Музыкальное сопровождение трудового процесса начинается с песен-плачей об умерших, отражающих Прошлое — основные вехи этнокультурной памяти и этноистории гэлов, включая имена людей, историю кланов, всего, что формирует фундамент народной культуры. Далее следуют песни умеренного темпа, охватывающие в своих образах и мотивах Настоящее — самые разные грани повседневной жизни шотландцев: любовные чувства, отношения между людьми, особенности народного быта, своеобразие традиционной картины мира. Песни импровизационного и состязательного характера усиливают напряжение и динамику трудового процесса, формируя живую связь с конкретным временем, пространством и контекстом работы. Музыкально-поэтическое сопровождение обряда освящения шерстяной ткани представляет собой процесс, направленный в Будущее, суть которого сосредоточена в оберегающем начале, заключенном в новом полотне, которое послужит основой для изготовления одежды для любимых мужей, детей, родственников. При этом традиция валяния твида предстает не просто как трудовой процесс, сопровождающийся песнями, но и как песенный обрядово-трудовой комплекс. Его обрядовая составляющая отражает сакральность женского трудового пространства, которое создается магией слова, обрядовыми движениями по солнцу в процессе отбивки ткани, обережными действиями, церемонией освящения твида, мифологической символикой стола, на котором осуществлялась работа, и совместной трапезы.

Список литературы

Ващенко 2008 — Ващенко А.В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и цивилизации. М., 2008.

Гачев 1995  — Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.

A Ballad Hunter 1957  — A Ballad Hunter looks at Britain: 6. The sixth of eight programmes about British folk music, by Alan Lomax, in the company of Hamish Henderson, called ‘Songs from the Highlands and Islands of Scotland’. And the third of five programmes in the BBC Third programme series ‘Epic survivals in Europe, Africa and Asia’: ‘Traces of the Epic in Africa’ introduced by K.P. Wachsmann’ (Part 1. Part 2 continues on MS 4000/5/3/1/11). 1957, 1963. Birmingham: archives, heritage and photography service.

Bourke 1988  — Bourke A. Working and weeping: Women’s oral poetry in Irish and Scottish Gaelic. Dublin, 1988.

Brown, Innes 2012  — Brown I., Innes S. The use of some Gaelic songs and poetry in The Cheviot, the Stag and the Black Black Oil // International journal of Scottish theatre and screen, University of Glasgow. 2012. № 5 (2). Pp. 27–55.

Campbell, Collinson 1969  — Campbell J.L., Collinson Fr. Hebridean Folksongs: In 3 vol. Vol.I. Oxford, 1969.

Carmichael 1900  — Carmichael A. Carmina Gadelica. Hymns and incantations with illustrative notes on words, rites, and customs, dying and obsolete: orally collected in the Highlands and islands of Scotland and translated into English: In 2 vol. Vol.I. Edinburgh, 1900.

Co-Chruinneacha Dhan 1821  — Co-Chruinneacha Dhan, Orain. A collection of original poems, songs and c. taken from oral recitation in various parts of the Highlands and Islands of Scotland, during the last twenty years. To which are added notes, biographical, critical and explanatory. Inbhirnis, 1821.

Collinson 1966 — Collinson Fr. The traditional and national music of Scotland. London, 1966.

Cooper 1987  — Cooper J.C. An illustrated encyclopedia of traditional symbols. London, 1987.

Dodgson 1988  — Dodgson R.A. The Scottish farming township as metaphor // Perspectives in Scottish social history: Essays in honour of Rosalind Mitchison / Ed. by L. Leneman. Aberdeen, 1988. Pp. 68–82.

Frater, Byrne 2012 — Frater A., Byrne M. Gaelic Poetry and Song // The Edinburgh companion to Scottish women’s writing / Ed. by G. Norquay. Edinburgh, 2012. Pp. 22–34.

Popular Tales 1862  — Popular tales of the West Highlands orally collected. Translation by J.F. Campbell. Vol. III: Mythological tales, fables, and Ossianic ballads. Edinburgh, 1862.

Symonds 2005  — Symonds J. Songs remembered in exile? Integrating unsung archives of Highland life // Archaeology and Folklore / Ed. by A. Gazin-Schwarts, C. Holtorf. London; New York, 2005. Pp. 103–125.

Tolmie, Gilchrist, Broadwood, Henderson 1911 — Tolmie F., Gilchrist A.G., Broadwood L.E., Henderson G. Songs of labour // Journal of the Folk-Song Society. 1911. Vol. 4. No. 16 (Dec.). Pp. 196–244.