Хлеб в праздничной и обрядовой пище русских Архангельского Севера начала ХХ века

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
хлеб, локальная специфика, праздник, обряд, православие
Автор
А.В. Фролова
Сведения об авторе
Александра Викторовна Фролова
https://orcid.org/0000-0001-6238-5274
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии русского народа
Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д.32а;
тел.: +7 (495) 938-06-00; e-mail: alexnauka2017@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.4.013
Благодарность

Работа выполнена по плану НИР № 0177–2020–001 «Народы России в современном мире. Этнокультурное и этнодемографическое развитие» / «Россия ХХ–ХХI вв. Сохранение и развитие традиций».

Аннотация

В данной статье на основе архивных, публицистических и полевых материалов, собранных автором в деревнях Архангельского Севера в 1992–2011 гг., рассматриваются традиции употребления хлеба в праздничной и обрядовой пище севернорусского населения. Севернорусская, как и вся русская, традиционная кухня отражает преимущественно земледельческий характер народного хозяйства. Ведущее место в ней занимали хлебные, мучные и крупяные блюда в многочисленных вариантах. В статье рассмотрена роль хлеба и в центральном семейном торжестве крестьянина — свадебном обряде. Свадебные застолья — сложное, значительное и интересное явление народной культуры, вобравшее в себя разные стороны крестьянского мировоззрения и быта. Хлеб и другие изделия из муки располагались на столах особым образом и становились атрибутами этого действия. Так, ковриги хлеба, символизирующие жениха и невесту, способствовали их соединению и сами имитировали его. С хлебом связаны и обрядовые кормления скота на праздники, в частности, егорьевская обрядность. Как показало исследование, подобные традиции достаточно устойчивы и обладают локальной спецификой

Список литературы

Источники и материалы

АКФ МГУ  — Архив кафедры русского фольклора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Афанасьев 1994  — Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. М.: Наука, 1994.

Вертячих 1998  — Вертячих А.Ю. Веселый Архангельск. Архангельск: Правда Севера, 1998. ГААО  — Государственный архив Архангельской области.

Ефименко 1869 — Ефименко П.С. О Яриле, языческом божестве русских славян // Записки РГО. Вып. II. СПб., 1869.

Ефименко 1877 — Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ. // Изв. ОЛЕАЭ. Т. ХХХ: Труды Этнографического отдела. Кн. V. Вып. 1. М., 1877–1878.

Камкин 1992  — Камкин А.В. Православная церковь на севере России. Вологда: Волог. гос. пед. ин-т, 1992.

МИКМ  — Архив Мезенского историкокраеведческого музея.

Народный костюм 1999  — Народный костюм и современная молодежная культура: Сб. ст. / Сост. Е.Н. Гусева, Л.Ф. Кислуха, А.Т. Мо‑ скаленко. Архангельск: Правда Севера, 1999.

Ордин 1896  — Ордин Н.Г. Свадьба в  под‑ городных волостях Сольвычегодского уезда // Живая старина. 1896. Вып. 1.

ПМА — Полевые материалы автора.

Поморский костюм 2009 — Поморский костюм. Архангельск: Правда Севера, 2009.

Пономарев 1888  — Пономарев С. Артельщина и  дружества как особый уклад народной жизни // Северный вестник. 1888. № 12. С. 49.

Пропп 1963 — Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.

Рыбаков 1988  — Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988.

Архангельск: Правда Севера, 1992.

Шустиков 1895  — Шустиков А. Тавреньга Вельского у. // Живая старина. 1895. Вып. 2. С. 175–176.

 

Исследования

Воронина 2002  — Воронина Т.А. Пивоварение и связанные с ним традиции праздничного застолья в Вологодской губернии в конце XIX  века // Важский край: источниковедение, история, культура. Вельск: Вельский краеведческий музей, 2002. С. 68–83.

Дурасов 1986 — Дурасов Г.П. Народная пища Каргополья (по материалам XIX–XX вв.) // Советская этнография. 1986. № 6. С. 78–93.

Иванов, Топоров 1974 — Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в  области славянских древностей. М.: Наука, 1974.

Иванова, Калуцков 2008  — Иванова А.А., Калуцков В.Н. Светлое Пинежье: путешествие по краю: Справочник-путеводитель. Архангельск; Карпогоры: Правда Севера, 2008.

Козули 1999 — Архангельские козули / Авт. и сост. Н. Филева. Архангельск: АГМА, 1999.

Кулишова 1999  — Кулишова С.В. Каргопольское обрядовое печенье  — «тетеры» // Исторический город и  сохранение традици‑ онной культуры. М.; Каргополь: [Б. и.], 1999. С. 110–113.

Макашина 1982  — Макашина Т.С. Ильин день и Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. С. 83–101.

Макашина, Фролова, Тучина 2011  — Макашина Т.С., Фролова А.В., Тучина О.А. Календарные и  семейные праздники Русского Севера в конце ХIХ — начале ХХ в. М.: Звезда и Крест, 2011.

Теребихин 1993 — Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск: Правда Севера, 1993.

Тульцева 1999  — Тульцева Л.А. Календарные праздники и обряды // Русские. М.: Наука, 1999. С. 616–646.

Для цитирования

Фролова А.В. Хлеб в  праздничной и  обрядовой пище русских Архангельского Севера начала ХХ  века // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 4. С. 149–157.