https://orcid.org/0000-0001-9790-3748
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института алтаистики им. С. С. Сузаракова:
Российская Федерация, 694000, г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 6;
тел.: +7 (388-22) 2-53-04; e-mail: konun1974@mail.ru
Эпическое наследие алтайцев является частью мировой эпической культуры и входит в число величайших памятников устного народного творчества народов мира. С древности у алтайцев существуют две формы исполнения героического эпоса: сказывание речитативом и особое гортанное пение, называемое кай. Кай является классической, наиболее популярной в народе формой. Рапсод, исполняющий эпос гортанным пением кай, называется кайчы, на протяжении веков он занимал важное место в духовной и культурной жизни народа.
У алтайцев кайчы принято считать не любого человека, который может передать
целостные сюжеты эпических произведений ритмически организованной речью. Кайчы мог быть человек, творчески одаренный от природы, обладающий хорошей памятью и умением проникновенно донести до слушателей фабулу и художественную красоту эпических произведений. Одним из главных условий признания сказителя как кайчы является его способность исполнять героическое сказание от начала до конца гортанным пением под аккомпанемент двухструнного щипкового инструмента — топшуура. Кайчы — мастер, профессионально подготовленный в своем искусстве, обучавшийся ему с детских лет.
В статье речь идет о жизни и эпическом репертуаре сказителей — кайчы Алтая. Источниками послужили архивные материалы, которые хранятся в научном архиве НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, сведения, полученные от родственников сказителей и научные труды исследователей героического эпоса.
Источники и материалы
Баскаков 1969 — Баскаков Н. А. Северные диалекты алтайского (ойротского) языка: Диалект черневых татар (туба кижи): Тексты и переводы. М., 1965.
НА НИИА АМ — Научный архив Научноисследовательского института алтаистики им.С. С. Суразакова. Архивные материалы. Дело № 291.
НА НИИА РФ — Научный архив Научноисследовательского института алтаистики им. С. С. Суразакова. Редкий фонд. Дела № 93, 120.
НА НИИА ФМ — Научный архив Научноисследовательского института алтаистики им.С. С. Суразакова. Фольклорные материалы. Дела № 44, 54Е, 54З, 54К, 131, 528, 535–537, 539.
Улагашев 1940 — Темир-Санаа. Новосибирск: Новосибгиз, 1940.
Улагашев 1941 — Алтай-Буучай: Сборник сказаний. Ойрот-Тура: Ойротоблнациздат, 1941.
Улагашев 1945 — Малчы-Мерген. ОйротТура: Ойротиздат, 1945.
Улагашев 2067 — Героические сказания. Горно-Алтайск: Горно-Алт. кн. изд-во, 2011.
Исследования
Астахова 1938 — Астахова А. М. Былинное творчество северных крестьян // Былины севера: В 2 т. Т. 1. М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. С. 7–105.
Жирмунский 1974 — Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974.
Казагачева 2002 — Казагачева З. С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «КанАлтын»: Аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск: Ин-т алтаистики им. С. С. Сузаракова, 2002.
Кудияров 2002 — Кудияров А. В. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири. М.: ИМЛИ РАН, 2002.
Лорд 1994 — Лорд А. Б. Сказитель / Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Кленера и Г. А. Левинтона; Послесл. Б. Н. Путилова. М.: Вост. лит., 1994.
Путилов 1997 — Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М.: Вост. лит., 1997.
Орус-оол 2001 — Орус-оол С. М. Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль). М.: ИМЛИ РАН, 2001.
Сат 1982 — Сат С. М. Текст «учителя» и текст «ученика»: (Опыт сравнения художественно-определительных констант) // Фольклор. Поэтика и традиция. М.: Наука, 1982. С. 50–69.
Суразаков 1961 — Суразаков С. С. Кайчы Н. Улагашев. Горно-Алтайск: Горно-Алт. кн. изд-во, 1961.
Шинжин 1984 — Шинжин И. Б. Кайчы А. Г. Калкин. Горно-Алтайск: Горно-Алт. кн. изд-во, 1984.
Юсфин 2006 — Юсфин А. Г. Музыка — сила жизни. СПб.: Аюрведа Плюс, 2006.
Ямаева 2002 — Ямаева Е. Е. Духовная культура алтайцев: Миф. Эпос. Ритуал: Автореф. дис. … докт. ист. наук. СПб., 2002.
Конунов А. А. Кайчы — носитель и хранитель эпического наследия // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 1. С. 41–50.