https://orcid.org/0000-0002-1927-3987
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН:
Российская Федерация, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26;
тел.: +7 (8212) 20-17-02; e-mail: rassyhaev@mail.ru
Публикация подготовлена в рамках плановой темы НИР «Поэтика фольклора народов Европейского Севера России в синхронии и диахронии» (рег. № 121051400044–2).
В статье на основе преимущественно полевых экспедиционных материалов начала XXI в. проанализированы предания вишерских коми (бассейн р. Вишера, Корткеросский район Республики Коми) о чуди, локально привязанных к «чудскому городищу» Кармыльк (букв. «город на холме»).
«Чудское городище», как местная достопримечательность, привлекает внимание местных жителей, кладоискателей, а также археологов, проводивших в разные годы разведки на холме. Кармыльк, возможно, являлся временным убежищем вишерских коми при набегах воинственных кочевников-манси. Со временем городище как сакральный топографический объект становится точкой концентрации народных преданий о чуди.
В народной традиции чудь рассматривается как население, жившее до коми в некое мифологическое время, в котором активно действуют безымянные противники, религиозные миссионеры или пришедшие из далеких краев иноземцы (Стефан Пермский, скандинавы-христиане из легендарной Биармии), стремившиеся насильно крестить язычников, лишь иногда оказывающих военное сопротивление. Мифологическая чудь, исчезнувшая с данной территории, оставляет наиболее значимые гидронимы Вишерского края — названия рек Вишера (Висер) и Нившера (Ньывсер), ручьев Сапӧгаёль и Виччысянашор, оз. Сісьпасяты. Чудь в устных нарративах всегда безымянна, но иногда указывается гендерная характеристика (чудинка).
Анализ устных рассказов позволяет скорректировать ранее полученные выводы
о национальной специфике и этноареальном распространении коми преданий о чуди. В вишерской традиции равномерно фиксируются три основных типа сюжетов: предания о чуди, которая сама себя погребла, о чуди убегающей и чуди воинственной.
Источники и материалы
Вакуль — Вакуль. Край наследников жреца Пама и колдуна Тювӧ. URL: http://www.vakul. livejournal.com/3541.html (дата обращения: 08.02.2023).
Грен 1927 — Грен А. Н. Археологическое и этнографическое путешествие по Вишере и Нившере // Югыд туй. 1927. № 107.
Жаков 1990 — Жаков К. Ф. Этнологический очерк зырян // Жаков К. Ф. Под шум северного ветра: Рассказы, очерки, сказки и предания / Сост., вступ. ст. и коммент. А. И. Туркина. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. С. 314–351. (Оригинал: Жаков К. Ф. Этнологический очерк зырян // Живая старина. 1901. Вып. 1. С. 3–36).
Лашук 1957 — Лашук Л. П. Новые археологические находки на Вычегде и Печоре // Известия Коми филиала ВГО. Сыктывкар, 1957. Вып. 4. С. 152–154.
Попов 2010 — Попов А. Е. Путевые заметки от Усть-Сысольска к Вишерскому селению // Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX века / Сост., вступ. ст. В. А. Лимеровой. Сыктывкар: Изд-во «Кола», 2010. С. 158–174. (Оригинал: Попов А. Е. Путевыя заметки от Усть-Сысольска к Вишерскому селению // Вологодские губернские ведомости. 1848. № 10–12).
Рочев 1984 — Коми легенды и предания / Сост., вступ ст., прим. и пер Ю. Г. Рочева. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984.
Савин 1926 — Савин В. А. «Мусюр» сайын. Висер вожӧд коми йӧзкостса сьыланкывъяс чукӧртӧм [За водоразделом. Собирание коми народных песен по Вишере] // Коми му — Зырянский край. 1926. № 9. С. 33–41; № 10. С. 35– 38; № 11. С. 35–43. На коми яз.
Сидоров 1924 — Сидоров А. С. Памятники древности в пределах Коми края. По археологическим разведкам // Коми му — Зырянский край. 1924. № 4–5. С. 70–77; № 7–10. С. 51–62.
НА ФИЦ Коми НЦ — Научный архив Федерального исследовательского центра «Коми научный центр УрО РАН» (г. Сыктывкар, Республика Коми).
ФФ ИЯЛИ — Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар, Республика Коми).
Исследования
Анкудинова, Филиппова 2005 — Историческая память в устных преданиях коми: Материалы / Сост. и подгот. текстов М. А. Анкудиновой, В. В. Филипповой. Сыктывкар: [Изд-во СыктГУ], 2005.
Жеребцов, Лашук 1958 — Жеребцов Л. Н., Лашук Л. П. Старая Вишера // Историкофилологический сборник / Коми филиал АН СССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1958. Вып. 4. С. 83–127.
Жеребцов, Попов 2016 — Жеребцов И. Л., Попов А. А. А. Н. Грен и Общество изучения Коми края: Матер. к III Междунар. Иналиповским чтениям (Сухум, 4–6 окт. 2016 г.). Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2016. (Матер. к науч. конф.; Вып. 41).
Котельникова 2017 — Котельникова Н. Е. Чудские клады в устной традиции // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. А. Крашенинникова. Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2017. С. 59–71.
Криничная 1987 — Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры / Отв. ред. В. К. Соколова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987.
Лисовская 1993 — Лисовская Г. К. Краткая хроника жизни и творчества К. Ф. Жакова // К. Ф. Жаков. Проблемы творчества // Труды ЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 1993. Вып. 55. С. 159–163.
Панюков 1999 — Панюков И. М. Висер вожда сэтчӧс олысьяс йылысь пасйӧдъяс [Заметки о Вишерском крае и его жителях]. Корткерос, 1999. На коми яз. Рассыхаев 2022 — Рассыхаев А. Н. Предания о селе Богородск // Известия Общества изучения Коми края. 2022. № 2 (23). С. 31–38.
Рочев 1985а — Рочев Ю. Г. Жанры несказочной прозы коми фольклора. Сыктывкар, 1985 // Научный архив ФИЦ Коми НЦ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 236. 234 л.
Рочев 1985б — Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди // Научные доклады КФ АН СССР. Сыктывкар, 1985. Вып. 128.
Сидоров 1954 — Сидоров А. С. Археологические памятники в Коми АССР // Известия Коми филиала ВГО. Сыктывкар, 1954. Вып. 2. С. 69–82.
Федорович 1993 — Федорович В. А. Философия лимитизма К. Ф. Жакова // К. Ф. Жаков. Проблемы творчества // Труды ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 1993. Вып. 55. С. 101–107.
Рассыхаев А. Н. Кармыльк в истории и фольклоре коми // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 3. С. 134–143.